Зачем звонил «Вечевой колокол»
Круглый стол «Вечевой колокол» прошёл вчера в Новгородском кремле и собрал много лиц – знакомых и незнакомых.
Газоны кремля украсили макеты колокола, дорожку в лекторий детские рисунки (трогательно). Тема встречи: «Участие граждан в развитии городской среды». Организаторы - медиахолдинг «Эксперт» и Институт общественного проектирования.
Ведущий – Валерий Фадеев сказал, что надо жёстко (?) разделять политическую деятельность и активизм. Лучшие примеры гражданской активности – конечно, «Бессмертный полк» и «Тотальный диктант». А врио губернатора Андрей Никитин заявил, что без граждан институты развивать невозможно и не нужно.
Выступления новгородских общественников: поисковое движение, продвижение новгородского фарфора, помощь бездомных животным (Никитин сообщил, что у него есть кот, взятый из приюта и проблема ему близка).
Эксперты приезжие: вот какие есть импульсы к развитию малых городов, а вот как городскую среду меняют дизайнеры (выступали заведующие кафедрами Строгановской академии Кирилл Гаврилин и Мария Круглова). Слайды. Ярославский Мышкин, начавший с открытия Музея мыши и буквально преобразившийся, Великий Устюг, где Дед Мороз родился. Преображающееся Пикалёво, где ручку отдали…
Тут Андрей Никитин решил внести поправку: за всеми этими проектами стояли всё-таки большие деньги, а не только чья-то активность. К резиденции Деда Мороза руку приложил Юрий Лужков, к Пикалёво – тот, кто ручку вернул.
В финале Никитин сказал, что ресурс благоустройства, сохранившийся с советских времён, себя исчерпывает. Нужны новые подходы к нему и обязательно – участие граждан.
Гость из Рязани Владимир Холопов отметил, что врио губернатора, который слушает граждан, быстро избавляется от приставки «врио». Может быть, и мероприятие проводили не без прицела на будущие выборы. А возможно есть и более широкий контекст.
Не так давно публицист Александр Баунов писал в статье «Достоинство толпы»: «Зимой 2011/12 года городской, преимущественно московский средний класс потребовал, чтобы считались с его чувством собственного достоинства – захотел, во-первых, свободы, во-вторых, комфортного государства… Государство ответило на протесты сложнее, чем многим кажется. Оно пошло двумя путями. Пресекло требование свободы, но начало положительно отвечать на требования комфорта… на то, чтобы каждая трансакция, каждое взаимодействие гражданина с государством не были унижением. Хотим, чтобы налоговая была как стойка приема гостей в отеле, ну вот вам электронное правительство, служба одного окна и налоговая если не как отель, то как отделение частного банка. Постановили политику горожанам не отдавать, но взамен дать более удобное государство и ухоженную среду».
И вот «Воскресное время», например, рассказывает зрителям, что белорусский президент четверть века маскировался под друга и т.п. А на другой день в Великом Новгороде его ведущий Валерий Фадеев говорит о том, что дистанцию между активистами и бюрократами надо сокращать: «Есть много примеров, когда активисты, действуя вместе с властью, достигают невероятных успехов, например, в деле благоустройства городов».
Достигнут ли таких успехов в Великом Новгороде – кто знает. Потенциальным «общественным проектировщикам», может быть, стоит иметь в виду, что проектами-то разными у нас никого не удивишь. И что у новгородцев на всякое мнение найдётся десять противоположных, подкреплённых авторитетами. Что за многие годы «фишек»-то разных появилось не так много, «Туристку» у моста все полюбили – и то большая удача. Толком не пришли к тому, как называть улицы в центре и называют их двояко, и это тоже никому не нравится…
Как-то мы показали фотофакт: жильцы дома на улице Даньславля украсили его фасад. И пришли такие комментарии: «какое нелепое название улицы»; «эх, как было хорошо в советское время бить друг другу морды на Весёлой горке, а ваших названий мы знать не хотим»; «жильцов накажут за рисунки и заставят всё вернуть назад», «требуем вернуть название Григоровскому шоссе», «есть мэры хуже Корсунова» и т.п.
Живописный фасад, впрочем, сохранился.
Фото: Алексей Мальчук
Источник: Ваши Новости