Защитник «Тосно» Руслан Абазов: «Команда должна быть вместе и в радости, и в горе»
Защитника ФК «Тосно» Руслана Абазова вы в соцсетях не найдете. Он - парень серьезный, сосредоточенный на своих целях и задачах, и на такие вещи, как посты в инстаграме, не распыляется. Тем ценнее будет наша беседа, которая поближе познакомит болельщиков клуба и других любителей футбола с этим скромным и интересным человеком.
Руслан Асланович (как звучит! - ред.) Абазов родился в Кабардино-Балкарии, в небольшом городке Нарткала, который считается одним их самых благоустроенных в нашей стране. Поэтому я начала разговор с игроком с расспросов о его малой родине.
- Нарткала – пригород Нальчика, находится километрах в 15-ти от него. Очень чистый, очень красивый и ухоженный. Там никогда не увидишь на улицах мусор. В Нарткале очень красивые аллеи и парки, - рассказывает Руслан. - Но где-то с класса 5-6 я находился уже полностью в Нальчике, тренировался в 31-й школе, учился в спортивном футбольном классе «Ф». Оттуда я начал ездить на разные турниры. А Нарткала… Когда я играл в премьер-лиге, многие футболисты знали Нарткалу, потому что в ней всегда проводились состязания молодежных команд.
- То есть футбольный класс был в обычной общеообразовательной школе?
- Да. У 31-й школы очень много известных выпускников-футболистов, в том числе Руслан Нахушев, который долго играл в премьер-лиге, Тимур Битоков, из моего класса вышли Алихан Шаваев («Амкар»), Руслан Болов («Факел»), Резиун Мирзов («Терек», Грозный)… В общем, в России знают, что из этой школы в Нальчике многие выпускники играют на профессиональном уровне.
- Как общеобразовательной школе удается достичь такого результата?
- В первую очередь, это заслуга директора, Анзора Мироновича Егожева. Он очень любит футбол, сам профессионально комментирует матчи. Когда люди так любят футбол, то и уделяют ему достаточно времени, больше вкладывают в него, больше развивают, пытаются под него все подстраивать. Это не означает, что наш класс там, кроме футбола, ничему не обучали, или у нас были другие уроки. Мы всё также проходили, как и остальные. Требования были такие же. Просто рядом со школой был стадион, и у нас были постоянные тренировки – и утром, до школы, тоже.
- А в семье Ваше увлечение футболом, как я понимаю, поддерживали?
- Изначально получилась смешная история. Я был маленький, а мой старший брат ходил на футбол. Мама рассказывала, что я постоянно плакал и просил «Отведи и меня тоже на футбол!». «Ну хорошо, отведу тебя», - сказала мама. Мне тогда было лет шесть. Меня отвели к тренеру брата Паше Рамазановичу Агабалиеву. Мама попросила меня записать, а тренер говорит: «Извините, но он слишком маленький, не надо». Мама просит: «Ну, пожалуйста, поставьте его где-нибудь, пусть он с вами просто бегает, а то он плачет, мне покоя не дает!». В конце концов Паша Рамазанович согласился: «Ну, хорошо, пусть с нами потренируется». Проходит немного времени, может быть, неделя, мама приходит и спрашивает, как я. А тренер говорит: «Ну, молодец, не ожидал, все добросовестно делает, пусть тренируется!».
- Получается, что Вы тренировались с ребятами, которые были старше?
- Да, у нас была одна группа, все занимались вместе – и маленькие, и старшие. Так что я тренировался со старшими, и слава Богу – из-за этого лучше стал развиваться. И вот однажды мы играли с командой Нальчика, с «Ф» классом. Я хорошо сыграл, и их тренер пригласил меня к себе в Нальчик, в школу. Сначала я забоялся - ведь я из пригорода, почти из села, а надо ездить в Нальчик, большой город... Но, как рассказывает мама, когда я приехал, в школу зашел, увидел в первый раз в жизни искусственное поле, то сразу сказал: «Всё! Я буду ездить сюда!» Конечно, волновались, как маленький один будет ездить так далеко, в большой город. Но я всё равно настоял на своем.
Когда я учился в 31-й школе, то много поездил по России, играл в «Кожаных мячах» и других юношеских турнирах. И мы не просто участвовали, мы почти все выигрывали!
В 9-10 классе меня начали привлекать играть за дубль «Спартака», потом и за основной. Так я прошел и детский футбол, и молодежный, и взрослый в Нальчике. Если не будет большой любви и желания – ничего не получится.
- Я в курсе, что Вы пробовали себя и в роли вратаря, и нападающего… как в итоге Вы стали защитником?
- Когда меня маленьким отвели на футбол, места на поле не было, и мне сказали – становись на ворота. Так что я там стоял сначала, а когда стал взрослеть, уже и на поле начали меня использовать. В Нарткале я играл в нападении. Я быстро бегаю, а таких часто ставят в нападение. Забивал достаточно голов.
Однажды, уже в Нальчике, меня поставили в защиту, и мою игру увидел отец тренера Гии Георгичевича Лобжанидзе, который пришел на матч. Он посмотрел и сказал, что у меня хорошо получается, посоветовал тренеру меня поставить в защиту на совсем. Так и получилось, и я вскоре сам понял, что это моё.
- Какие качества характера необходимы защитнику?
- Вспоминаются такие слова: в матче нападающий может не забить десять моментов, а потом забить один гол – и станет героем матча. А защитник может всю игру быть лучшим, и на самом последнем моменте из-за него гол забьют – и он станет самым худшим. В защите играют обычно более опытные, потому что там всегда нужна большая концентрация.
Другие игроки могут себе позволить рисковать, идти на какие-то непростые поступки, а у нас все должно быть просто. Потому что стоит нападение, полузащита и мы, если нападающих обыграют – есть полузащитники, а если полузащитников обыграют – есть мы, а если обыграют нас, то все, остается только вратарь... Поэтому задача у нас простая. Когда я в «Ростове» был, проходил сборы с главным тренером Курбаном Бердыевым, вот он мне такую базу и понятия дал, как должен действовать защитник.
Для него первооснова была – защитник всегда должен играть от простого. Не надо ничего выдумывать. Пас есть – отдал. В «Реале» и везде люди выносят мячи и играют попроще. Там были очень опытные игроки «Ростова», я очень большую базу там получил.
Первое у защитника - это надежность и всегда концентрация. Ты не можешь 20 минут играть сосредоточенно, а потом расслабиться. 90 минут все должно быть строго! Один раз расслабишься, гол забьют - и все, потом хоть весь матч бегай, настраивайся, уже не вернешь гол обратно.
- Вот, кстати, насчет отношения к футболистам. Что бы Вы ответили людям, которые говорят, что футболисты получают огромные зарплаты, при этом ничего не делая? Так, бегают, и то не очень...
- Да, это вечный вопрос: за что они столько денег зарабатывают? А пусть те, кто так говорит, попробуют каждый день отработать две тренировки, возвращаться домой таким уставшим, что только до кровати можешь доползти… Мы трудимся. И это настоящий труд.
- Расскажите о тайне своего номера 57.
- Когда я подписывал свой первый контракт с профессиональным клубом «Спартак» (Нальчик), то, как бывает у молодых, мне выпал случайный номер. И я и в молодежке с ним играл, и в основе. Потом когда в «Тюмень» переходил, тоже под ним был. Привык к нему. И под ним всегда буду играть.
- Сейчас Вы в «Тосно». Расскажите о взаимоотношениях в команде.
- Все видят и замечают, что у нас очень хороший коллектив. А это самое главное, чтобы коллектив был хороший. Не всегда все бывает гладко. Не всегда будешь выигрывать. К примеру, может быть так, что 10 матчей команда выиграет, а потом 10 проиграет. В такой трудной ситуации и проверяется коллектив - если он не сплоченный, могут начаться конфликты, чуть не до драк. Поэтому важно, чтобы игроки и в радости были вместе, и в горе тоже. Горем проверяется коллектив. Когда хорошо играешь, а потом начинаются проблемы - и ты терпишь, терпишь, то в конце концов Всевышний тебе все равно воздаст. У тебя все наладится. У нас были и обидные поражения на последних минутах, но это нас не ломало, мы настраивались и были уверены в своих силах. Мы выходим, видим друг друга, видим, что у нас все получается, и верим в свои силы.
- Когда Вы играли в других клубах, например, в «Ростове», то уже видели большую поддержку болельщиков. А как Вам поддержка в Великом Новгороде?
- Новгородцам отдельное спасибо! По сути, мы не имели к городу отношения. А нас здесь полюбили и приняли, как родных. Порой это даже удивляет.
- В Новгороде столько лет ждали свою команду и настоящий футбол, поэтому так и приняли.
- Здесь так болеют! Мы фотки просматриваем каждый раз, видим людей с плакатами «Любим «Тосно», детишек, все прибегают, болеют за нас. Молодцы! На матчи с «Динамо» и «Зенитом» все билеты были распроданы. Думаю, еще одну трибуну достроят – и туда тоже придут. А представляете, в Премьер-Лигу выйдем, что вообще будет творится. Люди толпами будут ходить.
- Недавно у нас были инциденты с фаерами, повредили сидения, клуб наказывали за такое поведение болельщиков. Что Вы об этом думаете?
- Я знаю, что трудно сдержать эмоции, когда болеешь за родную команду. Когда я маленький был, сам ходил и болел. А вот на матче с «Динамо» не совсем красиво, конечно, получилось. Игра идет, мы проигрываем по счету, а наши болельщики начинают файеры зажигать, и тем самым матч останавливают! А ведь нам надо, наоборот, играть и давить. Если бы мы забили – понятна была бы радость, другое дело… А вот тогда непонятны были их действия.
- У Вас самого есть поклонники, болельщики?
- Думаю, они у всех есть, кому-то всегда чья-то игра симпатизирует. Хотят сфотографироваться после матча. Не без этого.
- Пишут Вам в соцсетях? Хотя я Вас там, если честно, не нашла.
- Я не любитель соцсетей… Я скромный, не любил никогда выставлять фотографии, тем более, я человек семейный.
- Вы такой молодой и уже обзавелись семьей?
- Да, я женат уже года два, у меня есть дочка. Она еще очень маленькая. Моя семья на родине, в Нальчике. Не хочу переездов для такого маленького ребенка, тем более, что там ей лучше – свежий воздух, натуральные продукты. И тепло, и солнца побольше.
- Кстати, как Вы после солнечного Нальчика адаптировались в Питере?
- Да, у нас в Нальчике такая зелень, такой воздух! Горы… Утром вид такой потрясающий. Еще у нас жарко, 20 градусов, тепло так тепло, а не как в Питере – утром плюс 20, а вечером минус 5. Мне сразу все сказали: если в Питере утром жарко, то не факт, что так будет весь день… Никто просто так в маечке не выходит, всегда либо зонт либо куртка с собой. Я сразу приспособился, понял, что город непредсказуемый.
- А иммунитет у Вас как выдержал такое потрясение? Мне тут ребята рассказывали из команды, что первое время часто болели из-за питерского климата.
- Да, у меня тоже был период такой, но дело еще в том, что раньше я жил в маленьком городе, где нет такой скученности. А тут очень большое население, в метро зайдешь – заболеть шансов у тебя намного больше. Но я это преодолел. Приспособился. Вроде сейчас нормально.
- Как Вам Новгород? Удалось посмотреть?
- Да, конечно. У нас в расписании были утренние прогулки, нас отвозили в парк у Кремля. Новгород всем нравится. Нравится, что много деревьев, зелени. Все это замечают. Все красиво, аккуратно сделано.
- Уже стало традицией, что я расспрашиваю игроков о кулинарных традициях их родных мест. Какие у Вас любимые блюда кабардино-балкарской кухни?
- Про нас часто шутят, что когда едешь на Кавказ – там баранина, шашлыки… Это первым делом! Блюд у нас очень много, но одно из любимых – лягур, когда из крупы варят пасту, под нее подливу делают и мясо вяленое, все совмещают, очень вкусно.
- А сладости какие-то свои у вас есть?
- Нет, скорее не сладости, у нас хычины есть. Я как-то всех пацанов «Тосно» ими угощал, из дома привез хычины, шашлык, пироги.
- Руслан, а Вы еще какими-то видами спорта занимаетесь для души? Помимо футбола? Боевые искусства, например.
- Борьба - у нас в крови, нас бороться заставляли постоянно с детства… Мы предрасположены к этому. - в футбол погонять или побороться. Но я кроме футбола никогда ничем больше профессионально не увлекался, мне футбол был по душе всегда. Остальное не воспринимал серьезно, сердце не лежало никогда. Я понимал – вот это я хочу, вот это нравится, а остальное проходило мимо.
- Поскольку в соцсетях Вас нет, хочу расспросить про Ваши вкусы вживую. Что читаете, смотрите?
- Я человек религиозный, мы на Родине придерживаемся своих рамок, не позволяем себе лишние движения, меня строго воспитали. Да и времени нет.
- В общем, на ерунду не распыляетесь.
- Да, есть футбол, дело, которое я люблю, есть родители, есть жена и ребенок, и большего мне не надо.
- Чувствую, Вы скромничаете. Вы прекрасно говорите, у Вас большой словарный запас, так что я уверена, что Вы человек думающий и читающий, а не просто бегающий с мячиком. Кстати, а как ваша религия относится к футболу? В Православии он не очень одобряется из-за фанатского разгула и драк.
- Здесь есть свои тонкости. Одно дело, если ты фанат, который ведёт себя непристойным образом вместо того, чтобы просто прийти поболеть за команду. Другое дело, когда ты - футболист, этим зарабатываешь себе на жизнь, это твое любимое дело. В этом проблем нет. Когда ты занимаешься каким-то делом, ты должен делать его наилучшим образом.
В футболе ты не просто бегаешь: ты следишь за своим здоровьем, ты будешь здоровым физически, доживешь, дай Бог, до старости - у тебя больше шансов прожить дольше. Не может быть такого, что мы куда-то приехали, спим до ночи, под ночь идем куда-то гулять - мы позволить такого себе не можем. У нас есть режим, и организм уже приучен к этому.
- То есть такая строгость жизни с точки зрения Вашей веры даже в плюс?
- Конечно в плюс. Когда организм привыкает к какому-то ритму, ему легче. А когда сидишь до трех ночи в интернете, потом на работу к 8 утра, там до ночи просидел с разбитой головой...
- А как жизнь в профессиональном футболе сочетается у Вас с постами, ведь у игроков - определенная диета, нужны силы...
- Это все совместимо, пост я соблюдаю с детства, так что у меня с этим нет никаких проблем. Приучился, привык.
- Мне очень интересно, как Вы, человек традиций, относитесь к женскому футболу, женской борьбе и другим совсем не женским видам спорта и женщинам в них.
- Я не могу говорить - делайте или не делайте, но могу сказать свое личное мнение. У меня дочка, и я никогда бы ей не разрешил заниматься такими видами спорта. Для меня девушка, женщина - это в первую очередь хранительница очага, которая занимается семьей, детьми. Самое важное - это семья. Женщины такие хрупкие, такие милые... Конечно, если профессиональный спорт - это выбор женщины, если она очень хочет им заниматься, то этого ей никто не запретит. Но мое мнение - женщина должна быть женственной, а не тягать штангу.
Фото:
Фотографии Руслана Абазова: группа ФК «Тосно» «ВКонтакте», Алексей Мальчук
Фотографии Кабардино-Балкарии предоставлены группой «ВКонтакте» «Моя планета Кабардино-Балкария». Если вы любите красивые пейзажи и природу - вам сюда. Благодарим группу за поддержку!
Также благодарим отель Park Inn by Radisson за гостеприимство и помощь в работе над циклом интервью с игроками ФК «Тосно»!
Источник: Ваши Новости