Ушла из жизни профессор, основатель научной школы Тамара Шпикалова

20 апреля 2017 год, 17:55
Ушла из жизни профессор, основатель научной школы Тамара Шпикалова

На днях в Великом Новгороде Президент России Владимир Путин назвал народные промыслы «частью нашего культурного кода», пообещав им дополнительную государственную поддержку. 

Профессор кафедры изобразительных искусств и методики преподавания НовГУ, основатель научной школы в области художественной педагогики Тамара Шпикалова посвятила отечественному культурному коду - народному искусству, промыслам и ремеслам - всю свою жизнь. 

Недавно Тамары Яковлевны не стало, но её дело продолжают ученики. Единомышленники Тамары Шпикаловой преподают в НовГУ. Среди них - наша постоянная читательница, кандидат педагогических наук Ольга Тимонина, которая и рассказала нам о своем учителе и её научной школе.

«Научная школа Шпикаловой занимается разработкой этнохудожественной образовательной системы на основе народных традиций. Причём охватывается единое образовательное пространство: детский сад - школа - учреждения дополнительного образования - колледж – вуз», - говорит Ольга Тимонина.

Под руководством Тамары Яковлевны вышли в свет образовательные программы «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства», «Изобразительное искусство и художественный труд», а также учебно-методические комплексы (УМК), включающие учебники, учебно-методические рекомендации, пособия, рабочие тетради, комплекты художественно-дидактических таблиц, которые обеспечивают успешную реализацию программ.

Среди них - «Возвращение к истокам. Народное искусство и детское творчество», «Детям о традициях народного мастерства», «Я живу в России», «В мире народного творчества».

Главное и последнее детище ее коллектива - УМК «Изобразительное искусство» для начальной и основной школы, вошедшее в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования для работы по новым образовательным стандартам.

«Уважительное и бережное отношение к художественному наследию России, воспитание интереса к искусству народов мира в УМК осуществляется через региональный компонент - обращение к культуре и искусству родного края. Это привлекает множество художников - педагогов, которых волнует духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения», - рассказала нам ученица Шпикаловой.

Большой вклад внесла Тамара Яковлевна в развитие художественно-педагогического образования в Новгородской области. Она часто бывала в Новгороде, участвовала в народных праздниках в музее деревянного зодчества «Витославлицы», встречалась с преподавателями. Но особенно велика ее заслуга в становлении художественно-педагогического образования в НовГУ. Как мы уже отмечали выше, в нашем университете трудятся продолжатели дела Шпикаловой.

Так, под руководством кандидата педагогических наук Галины Поровской осваивают декоративно-прикладное искусство будущие художники-педагоги. При кафедре изобразительных искусств и методики преподавания, которую возглавляет Галина Поровская, действует лаборатория народного и декоративно прикладного искусства, работают курсы повышения квалификации педагогов.

Опубликованы учебные пособия, посвященные художественным традициям народных промыслов России и Новгородского края, разработаны разнообразные художественно-дидактические пособия для школ на основе принципов освоения народного искусства.

Крестецкая строчка, новгородские изразцы, реплики археологических находок новгородской керамики, новгородский традиционный костюм, который студенты шили своими руками, плетение из бересты – это далеко не весь перечень того, что осваивали выпускники кафедры. Благодаря этой работе этнохудожественное образование входит в практику образовательных учреждений Новгородского региона.

Продолжатели дела Шпикаловой работают и на кафедре педагогики и методики начального обучения. Наша собеседница Ольга Тимонина ведет там работу по исследованию истории народного искусства и внедрению новгородских ремесел и промыслов в систему непрерывного образования Новгородской области.

Интересно, что Ольга Юрьевна проводит семинары в других регионах. Так, например, в прошлом году наша читательница побывала на Сахалине. Жители острова – воспитатели детсадов и учителя - с интересом осваивали новгородские монастырские ремесла и художественные промыслы, делали лоскутных кукол, учились писать на бересте и церах.

Отметим, что в рамках научной школы Шпикаловой есть устоявшиеся традиции детско-юношеских научных экспедиций. Так, воспитанники Детской Академии русской культуры не раз бывали в таких экспедициях на Новгородчине. Они встречались с учеными НовГУ и мастерами народного искусства, знакомились с крестецкой строчкой, новгородскими изразцами и керамикой, учились берестоплетению у Владимира Ярыша и слушали наигрыши гуслей в Центре музыкальных древностей.

«Сегодня можно с уверенностью сказать, что идеи этнохудожественной педагогики, разработанные Тамарой Яковлевной, воплощенные в подготовке выпускников НовГУ, стали неотъемлемой частью современной новгородской культуры и образования, - говорит Ольга Тимонина. - Благодаря непосредственному живому общению с искусством родного края, народными ремеслами и промыслами на уроках, которые проводят выпускники НовГУ, у школьников формируется эмоционально-ценностный взгляд на культуру Новгородского края и России в целом».

Фото: архив нашего издания, сайт Новгородского музея, открытые источники интернета

Лишь некоторые из учебников и пособий, созданные Тамарой Шпикаловой и её последователями:

 

 

 

Источник: Ваши Новости


Комментарии

Добавить комментарий

Ваше имяимя (ник) для отображения
E-mailне показывается на сайте
Комментарий
Введите код  цифры кода

Новости - Календарь
ПНВТСРЧТПТСБВС
010203
04050607080910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Реклама


Новости по годам

2024

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь,

2023

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2022

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2021

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2020

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2019

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2018

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2017

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2016

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2015

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2014

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2013

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2012

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2011

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2010

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь