Продюсер «Нашествия»: «На «Кинопробах» в Окуловке ожидается до 10 тысяч зрителей»
Юрий Донцов, работающий в фестивальной индустрии почти двенадцать лет, продюсер и организатор «Нашествия» – самого масштабного и посещаемого фестиваля в России, недавно побывал в Окуловке. 21 июня с его лёгкой руки в нашем городе пройдёт другой фестиваль под названием «Кинопробы». Корреспондент «ВН» и главный редактор газеты «Окуловские ведомости» Иван Андреев пообщался с Донцовым.
Как говорится в известной песне, «первым делом самолёты». Поэтому для начала мы осмотрели местный аэродром, которому вскоре предстоит стать площадкой для проведения «Кинопроб».
– Что скажете? Есть ли здесь какие-то перспективы для проведения подобных мероприятий?
– Так исторически сложилось в России, что для фестивалей часто задействуют аэродромы. Это удобно со всех точек зрения: логистики, транспортных вопросов (то есть подъездов к площадке), расположения зрителей. Скажем, знаменитые фестивали в Тушине в Москве – это территория аэродрома. Она повидала три «Максидрома», «Крылья», выступление Rammstein и много других музыкальных фестивалей. Фестиваль «Доброфест» в Ярославской области тоже проходит на территории аэродрома. То есть это вполне логично. Я считаю, что ваш аэродром – площадка прекрасная.
Сейчас речь идет про однодневное мероприятие. Рассчитываем примерно на десять тысяч человек, но территория позволяет в перспективе превратить это в классический трехдневный фестивальный формат с аудиторией до сорока тысяч.
Надо отметить, что следующий год будет тяжелым для фестивального движения в целом. Грядёт чемпионат мира по футболу, и с этим связано определенное ограничение. Но я думаю, что к 2020 году здесь может быть организован полноценный, сильный фестиваль, который люди будут ждать с нетерпением каждый год.
– Что необходимо сделать, чтобы воплотить эти мечты в реальность?
– Секрет построения фестиваля довольно прост: нужно хорошо работать. Сейчас достаточно сильная команда собирается в оргкомитете. Если все люди будут заниматься своим делом, то через несколько лет фестиваль будет греметь на всю страну.
– А что значит «своим делом»?
– Нужно работать, что называется, не спустя рукава. К сожалению, люди часто занимаются организацией подобных мероприятий в регионах и считают, что это проще простого: «А в чём проблема сделать фестиваль? Это же так легко! Мы сейчас поставим сцену, пригласим артистов. И у нас деньги потекут рекой, мы озлотимся, всё будет прекрасно!». На самом деле, это далеко не так. Делать фестиваль – тяжелая работа, которая длится в течение года. Нужно иметь серьёзный опыт. Например, в нашей команде задействованы люди, которые занимаются фестивальным движением в России более пятнадцати лет.
– Вы имеете в виду артистов или персонал?
– Персонал. Это те, кто организует все процессы, непосредственно связанные со строительством, с движением людских потоков, с артистической программой, с безопасностью. Последнему сейчас уделяется наибольшее внимание. Особенно после недавних событий в Санкт-Петербурге.
– Проведение подобных фестивалей – «фановое» дело или бизнес, которым реально можно заниматься?
– Я не буду лукавить. Это, безусловно, бизнес, но я хочу сказать, что такой бизнес без «фана» невозможен. При благоприятных условиях фестиваль начинает приносить дивиденды на третий-четвертый год своего существования.
– То есть в течение 3-4 лет он должен проводиться из года в год?
– Да, иначе это не работа. Нельзя запустить процесс – и сразу сорвать банк, так не бывает. В этой стране, как правило, большинство стремится к сиюминутной выгоде. Поэтому музыкальными фестивалями могут заниматься только люди увлеченные, фанаты своего дела. Все успешные фестивали в России построены такими фанатиками, которые «попадали на деньги», вкладывали свои собственные средства в течение многих лет перед тем, как что-то стало возвращаться.
– Опираясь на собственный опыт и опыт Ваших коллег: какие фестивали вы могли бы назвать идеальными?
– На сегодняшний день – это, безусловно, «Нашествие». У нас был очень позитивный опыт с фестивалем «Крылья» в Малоярославце, хотя подготовка к мероприятию прошла в довольно сжатые сроки, за два месяца. Из мероприятий, организованных нашими коллегами, могу отметить «Дикую мяту» в Тульской и «Доброфест» в Ярославской областях.
– Последние три года Вы являетесь главным продюсером «Нашествия». Сколько человек за этот период посетило фестиваль?
– За три дня там успевает побывать около двухсот тысяч человек. Это самое большое мероприятие на территории бывшего СССР, других прецедентов я не знаю. Но к этому вел долгий трудный путь. Фестиваль, как вы знаете, появился в 1999 году и на сегодняшний день является старейшим и самым стабильным.
За эти годы вся местная инфраструктура, власть и жители адаптировались к такому событию. И если раньше, например, не все были довольны тем, что раз в год съезжается большое число людей, то сейчас это для всех праздник – и для тех, кто просто находится в радиусе действия, и для тех, кто работает, и даже для полиции.
Возьмём для сравнения «Максидром»: менялись города, площадки проведения, в том числе и под открытым небом. То есть постоянно наблюдалась какая-то миграция, смена форматных историй. Не хватало стабильности, традиций. И вот сейчас фестиваля нет. В этом году он просто не проводится. В прошлом году он состоялся только потому, что группа Rammstein согласилась выступать исключительно в фестивальном формате.
А здесь, в Окуловке, может родиться большой фестиваль с именем, о котором уже будут знать на федеральном уровне. Но только если на то будет добрая воля администрации, и инициативная группа сохранится на протяжении, скажем, трёх-четырёх лет.
– Сейчас Вы будете заниматься организацией «Кинопроб», а дальше?
– «Кинопробы» – это однодневное мероприятие, оно будет посвящено 55-летию Виктора Цоя. Мы представим именно событийный бренд, который останется и на будущие года. Будет неплохо, если получится Виктора Цоя сделать эдаким «стержнем» и в дальнейшем. Ведь многие коллективы играют его музыку. Для них Виктор Цой – пример для подражания, музыкант, побудивший их заниматься творчеством. Поэтому логично, если мы будем этих артистов ежегодно собирать вместе. Но еще раз, в этом году – юбилей. В следующем юбилея не будет, поэтому делать этот фестиваль имени Виктор Цоя неправильно. Это должна быть какая-то внутренняя идеологическая составляющая, какой-то стержень. Вот он есть – и люди собираются всякий раз. Как это будет называться, мы пока не скажем. Однако план развития на ближайшие три года уже существует: в 2018-м это будет уже два дня, а в 2019 и 2020-м «Кинопробы» превратятся в трёхдневное мероприятие.
Людям же, понимаете, хочется праздника. Когда они приезжают на фестиваль, им может быть даже не важно, кто там выступает. Они приезжают на атмосферу. Её невозможно создать искусственно, это либо получается, либо нет. Но я уверен, что у нас получится!
– Что необходимо Окуловке, чтобы проводить подобные мероприятия? Ну, например, построить гостиницы...
– На самом деле, здесь прекрасные места. Когда мы начинали работать в Тверской области, там ситуация была так себе с гостиничным фондом. Но за последние три года открылось две пятизвездочных гостиницы. Я допускаю, что это так или иначе связано с «Нашествием» тоже, потому что есть спрос. Безусловно, фестиваль является катализатором для развития местной экономики.
– То есть Окуловку он поднять может?
– Конечно, потому что начинает активизироваться местный бизнес. Событийный туризм для центрального региона – один из локомотивов экономики. Турист, приехавший в область и несколько дней проведший на её территории – это, по оценкам экономистов, до 10 тысяч рублей для местного ВВП. Если мы говорим о том, что в перспективе сюда на три дня будет приезжать сорок тысяч человек – вот и считайте. Это достаточно серьезная прибавка для местного бюджета.
– Какие артисты в будущем могут почтить своим присутствием окуловские «Кинопробы»?
– Любые.
– Даже Rammstein? Можно хотя бы помечтать об этом?
– Дело в том, что никаких форматных ограничений не существует. Больше скажу, я был на фестивале «Верокс» во Владивостоке и видел японскую группу, которая пела песни Виктора Цоя. Выглядело забавно и интересно.
– Какие ещё организационные вопросы предстоит решать?
– В процессе роста фестиваль потребует определённых вложений в территорию. Для фестиваля нужна площадка, всё остальное строится. В этом-то и чудо: люди приезжают, а там построен целый город. Но это волшебство – через несколько лет. Многие приедут на машинах, их нужно будет где-то парковать. Мы уже прикинули, что между железной дорогой и улицей Володарского достаточно места, чтобы организовать парковку на 400-500 автомобилей. Будут проводиться подготовительные работы и на самом аэродроме: покос травы, барьеры, ограждения, устройство досмотровой зоны с рамками металлодетектора.
Мы проработаем ситуацию с потоками, потому что в основном гости фестиваля станут добираться сюда поездом. Соответственно, путь продвижения от станции до места проведения будет оборудован специальными указателями, будут работать волонтеры, полиция для того, чтобы направлять людей к месту дислокации. И точно так же это касается выезда.
– Предусматриваются ли еще какие-то дополнительные развлекательные мероприятия во время «Кинопроб»?
– Планируем в рамках этого фестиваля провести традиционный окуловский аукцион. Мастера со своими работами разместятся ближе ко входу, чтобы иметь возможность реализовывать свою продукцию даже во время концерта.
– Как Вы обозначите основную задачу предстоящего фестиваля?
– Задача – сделать так, чтобы участники и гости мероприятия могли взбодриться, чтобы к ним пришло понимание того, что здесь, в Окуловке есть какие-то возможности. И в итоге – чтобы людям просто было хорошо.
Фото 1, 3 и 7 – Валентина Дорофеева, фото 2 – okulovka.com, фото 4 – «Тверские ведомости», фото 5 и 6 – из открытых источников
Источник: Ваши Новости