Навальный в Великом Новгороде: как это было
«Кордегардия (Петербургская застава) 1934 год. Архитектор Рерберг Ф.И. Из двух павильонов, построенных у въезда в город в 1834 году на месте караульных помещений XVIII века, сохранился один. Декоративное оформление фасадов решено в стиле русского классицизма. В 2017 году здесь располагался предвыборный штаб будущего президента России Алексея Анатольевича Навального. Подлежит охране как всенародное достояние».
Штаб в Великом Новгороде Навальный назвал «самым экзотичным» из всех своих региональных штабов. С их помощью популярный оппозиционный политик собирается бороться за пост президента. Хотя допустят ли его до выборов – большая загадка. А может и небольшая.
Встречу с новгородцами Навальный проводил напротив своего штаба – на летней террасе кафе. Она была переполнена. Сначала публику подбадривал его соратник Леонид Волков. По его словам, в штабе всем волонтёрам (а их в Великом Новгороде уже десятки) найдут дело:
- Кто скажет: я знаю всех соседей по подъезду, кто-то: я готов агитировать на улице. Другой: я поеду в БорОвичи. Ещё один: я буду заниматься интернетом. Давайте станем лучшим орудием агитации, сделаем вместе лучший кусок агитационной машины.
Когда Волков говорил «наша компания», невольно представлялась не президентская компания, а что-то другое. Хотя говорил он всё-таки о политике, о том, что власть ничего адекватного адекватного не может им противопоставить:
- У них ТВ, биллборды, а у нас - люди. Нет такого ни у одной политической силы.
А потом взял слово Навальный, спросил: вас волнуют «уточки»? – Да! – Вас достала «Тоскана?» - Да! (имеется в виду недавнее расследование).
Политик заговорил о бараках: есть они в Великом Новгороде? Почему их не расселяют? Почему пятиэтажки собираются сносить в Москве, где люди против? Почему деньги не идут на остальную Россию?
Конечно, в провинции это был ход беспроигрышный. А Алексей Анатольевич огласил: сколько по данным статистики средняя зарплата в Великом Новгороде – 34 700 рублей.
- А что вы возмущаетесь? Это статистика. Вы знаете людей, у которых она ниже? (лес рук) . А у кого она ниже тридцати тысяч? Двадцати четырёх? Восемнадцати? Двенадцати?
Руки всё время поднимались.
Навальный сказал, что если зарплаты не поднять, чтобы уровень жизни был хотя бы как в Эстонии, ничего не будет – ни уровня культуры, ни продолжительности жизни. Он спросил: есть предприниматели здесь. Из толпы ответили: есть, бывшие...
- Налоги большие?
- Да и пенсионные, и социалка...
Будущий кандидат, что ипэшников от налогов надо вообще освободить. В толпе кто-то негромко удивился: как это сочетается с повышением выплат?
Но политик говорил: ИП в большинстве своём не зарабатывают, а просто выживают. Надо их освободить от лишней отчётности, а требование одно – чтобы платили работникам зарплату не меньше двадцати пяти тысяч рублей. Это всё реально. Расчёты есть.
Если расчёты есть – тогда конечно.
Навальный говорил, что, победив коррупцию, можно, наконец, и дороги привести в порядок. Их везде научились чинить – даже в Африке. А победить её можно – как это сделали в Гонконге, Сингапуре, Грузии.
Из толпы спросили: Сингапур маленький, там Ли Куан Ю удобно было наблюдать за всеми широко раскрытыми глазами. А у нас? Алексей Анатольевич ответил: если брать места, которые у нас населены, то Россия, вы удивитесь, маленькая страна.
В голову невольно приходили предвыборные лозунги: «Россия – маленькая страна», «Хочешь дороги, как в Африке? Голосуй за...».
Навальный сказал, что на восстановление Пальмиры он, став президентом, денег не даст. А на Великий Новгород – даст. Что деньги грузовиками в ДНР и ЛНР не повезут – надо просто соблюдать Минские соглашения, чтобы война закончилась. Что больше двух сроков президенты и губернаторы работать не должны.
А главной, наверное, мыслью было: наш главный враг – неверие, рассуждения, что другие придут и тоже будут воровать, ничего хорошего невозможно.
- Считается, что против нас какой-то монолит, стена, о который мы расшибем голову. Что мы как Дон-Кихот на ослике против страшной мельницы. Но это не так!
Тут вспомнилось, как в царской России однажды жандармский офицер говорил студенту:
- Что же вы, батенька, бунтуете – перед вами стена!
А студент отвечал:
- Стена, да тгу ’хлявая, ткни – и г’азвалится.
Эту историю и диссиденты любили...
Так это и было – Навальный в Великом Новгороде: хлёстко, энергично, с большой дозой популизма. А почему нет?
После вопросов поклонники фотографировались с политиком. К стойке с агитационными стикерами подошёл загорелый небритый человек с сумкой через плечо и сильным запахом спиртного.
- Поддержите? – поинтересовался я.
Он с готовностью кивнул.
- Так у вас и паспорта, небось, нет, - сказал я.
Он подтвердил – нет.
- Шёл бы ты отсюда, - посоветовал ему охранник.
Человек всё-таки попытался пройти к Навальному. Его не пустили.
- Ельцина, Ельцина помнишь? – спросил он меня. – Вдруг тоже будет ...
Наверное, имелся в виду Ельцин до своего президентства. Когда он боролся с привилегиями.
Встреча закончилась.
- Все молодцы! - крикнул, уходя, Навальный.
Мимо пронесли баннер. «Навальный, Навальный, Навальный», - было написано на нём. Его уносили в штаб.
Фото: Андрей Бессонов
Источник: Ваши Новости