Рериховское наследие и русская национальная идея
Публикация статьи о «Рерих-центре» вызвала дискуссию и подозрения в том, что на территории региона может появиться оплот сектантства и оккультизма. Мы решили попросить комментарий у Владимира Мельникова, заместителя заместитель директора Музея-института семьи Рерихов по научной работе, заместитель руководителя Рериховского центра Санкт-Петербургского государственного университета:
«Двадцать шестого мая 2017 года в кабинете главы Окуловского муниципального района состоялось историческое заседание организационного совета по реализации проекта строительства культурного объекта под названием «Рерих-центр». Должен признаться, наш Музей-институт семьи Рерихов, ровно пятнадцать лет назад организовавший в Окуловке заседание большой Международной научно-практической конференции «Рериховское наследие», давно ждал, когда же взойдут посеянные тогда научные и культурные посевы. Поэтому я отправлялся на организационный совет в Окуловку с большим интересом и определёнными надеждами, которые все оправдались.
Напомню, что историческое заседание конференции «Рериховское наследие» «Юрий Рерих: окуловская колыбель (к 100-летию со дня рождения)» прошло 16 августа 2002 года в окуловском Доме культуры. В тот же день состоялось открытие памятного знака на месте рождения Ю. Н. Рериха в усадьбе Кунёво и открытие мемориальной доски в честь Ю. Н. Рериха в центре города на здании Дома культуры – бывшего Купеческого собрания. Музеям городов Окуловка и Боровичи были переданы архивные материалы по истории и культуре края и вкладе Рерихов в историю и культуру не только Новгородчины, но и всего мира. В помещениях окуловского Дома культуры, где проходили заседания конференции, и Краеведческого музея города Окуловка работали мемориально-художественные выставки фотоматериалов и репродукций картин Рерихов и их современников.
Отметим, что в настоящее время у некоторых людей в нашей стране сложилось неоднозначное мнение о Рерихах, поэтому высказываются опасения, что «Рерих-центр» может стать новым «рассадником» оккультизма и сектантства. В значительной степени такие опасения возникают на основе той ситуации, которая сложилась в Москве в связи с реорганизацией Центра-Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов в усадьбе Лопухиных в государственное учреждение культуры. Должен ответить тем, кто, быть может, поторопился с выводами. По прямому указанию Президента России В. В. Путина, который потребовал решить судьбу наследия семьи Рерихов в нашей стране с учётом государственных интересов, 2 мая 2017 года в Москве учреждён Государственный музей Рерихов. При этом всё наносное и сектантское, характерное для Международного Центра Рерихов, из тематики вновь созданного учреждения будет удалено. Уверен, что в связи с этими событиями «Рерих-центр» в Окуловке – очень своевременная инициатива. И это не будет «центр оккультизма», поскольку в наследии Рерихов нет ничего «запретного и страшного». Это будет центр культуры самого высокого уровня, основанный прежде всего на местных традициях, местных родниках нашей великой культуры.
Нынче меня спрашивали в Окуловке: каким на самом деле был глава семейства всемирно известный художник Николай Константинович Рерих (18741947)? Какую пользу и выгоду может принести «Рерих-центр» Окуловке и Окуловскому району? Чтобы ответить на эти вопросы необходимо подробнее остановиться на теме «Рериховское наследие и русская национальная идея».
* * *
Открывая Летнюю сессию конференции «Рериховское наследие» в 2012 году своим благословением и приветствием ныне покойный иерей Николай Николаевич Мочалкин, в частности, сказал:
«Для нас открылась тайна величия Русской культуры. Любая Церковь строится на основе национальной культуры. В пятьдесят первом году нашей эры на Первом Апостольском Соборе был поставлен вопрос: надо ли принимать обычай Моисеев или можно народу сохранить свою культуру? И тогда постановили, что не нужно перенимать чужой закон, а можно оставить свои законы и традиции, при этом, как известно, решив отказаться от жертвоприношений, обрядов с кровью, удавлины и т. д. Значит, нужно остановиться на национальной культуре и на ней можно строить Церковь.
Благодаря этой идее мы начали исследовательскую деятельность, осознанную с духовных позиций. Наше время оказывается близким в духовных поисках исканиям начала XX в., когда происходило осознание духовных сакральных сущностей. Церковное учение было распространено, но в духовной жизни его было недостаточно, хотя возможно было постижение Истины через Святоотеческое учение. Но для обретения этого человек интеллигентный должен был всё оставить и начать изучать Святых отцов. Для этого необходимо было жить в Святоотеческой традиции, и тогда, через такое изучение, открылись бы духовные высоты. Но интеллигенция идёт другим путём, а возможно, это к счастью для окружающих простых и верующих людей, что интеллигенция получает высокие знания через изучение культуры. Позже появляется произведение Есенина “Ключи Марии”. Оно очень похоже на то произведение, которое оставил Рерих – “Листы сада Мории”. Есенина никто неверующий сейчас не читает. И для Рериха пришло время, когда его надо реабилитировать как глубоко религиозного и верующего человека. Все эти идеи были обсуждаемы в Феодоровском Русском городке. Там общались Есенин, Рерих, Клюев, изучали проявления духовности в русской жизни. Так нами была открыта такая духовная составляющая возрождения Русской культуры. Я рад, что имел возможность участвовать в этом движении. Поэтому сейчас мы не оправдываемся, когда приходится объяснять, почему мы занимаемся изучением Русской народной культуры, ведь она-де “языческая”. Язычество от слова язык. Его можно перевести как народность. Без традиционной народной культуры нельзя строить Церковь. Я на всех тружеников в этом духовном делании призываю Божье благословение. Да поможет вам Господь».
На Осенней сессии конференцию «Рериховское наследие» приветствовал доктор социологических наук, профессор, проректор по научной работе Санкт-Петербургского государственного университета Николай Генрихович Скворцов:
«Творчество Н. К. Рериха – художника, философа, археолога, общественного деятеля – тесно связано с изучением русской истории, и особенно переходных периодов. С сюжетами на тему русских древностей он пришёл в художественную культуру и продолжал исследовать разные грани этих событий в своём творчестве на протяжении всей жизни. Н. К. Рерих не стремится воссоздавать определённые исторические события. И хотя он воскрешает минувшее на основе научных данных археологии, сущность его работ не в реконструкции далёкой эпохи, а в поэтическом воплощении. Для творчества Н. К. Рериха характерны богатая фантазия, эмоциональное восприятие старины, умение передать особый аромат древней эпохи».
Следом выступил директор Музея-института семьи Рерихов Алексей Анатольевич Бондаренко, который сказал о роли Н. К. Рериха и его семьи в осознании Русской национальной идеи:
«Русское государство, сообщает “Повесть временных лет”, начало устраиваться в 862 г. Тогда славянские и финские племена (словене, кривичи, чудь, весь, меря, в вариантах – русь) по общему решению, на добровольной основе пригласили “во власть” из соседних заморских земель княжеского родственника “варяга” Рюрика с братьями. Н. К. Рерих начал свой творческий путь с осмысления этого важнейшего события в ранней истории нашего Отечества. Всю жизнь он творил свою “Славянскую симфонию” – серию живописных, графических, монументально-декорационных, сценографических произведений в контексте его археологических, этнографических, искусствоведческих, историко-юридических и общеисторических исследований на темы начала Русской государственности.
Нам было очень легко готовиться к конференции, потому что мы отталкивались от творчества Н. К. Рериха, от его картин, от его литературных работ, археологических изысканий, а также от наших музейных фондов. Наши сотрудники смогли представить целый ряд очень интересных докладов, охватить большой круг вопросов. Н. К. Рерих утверждал, что влияние скандинавской культуры на процесс формирования русской культуры должно быть охарактеризовано как умное и красивое. Мы можем говорить достоверно – зарождение нашего государства связано с призывом варягов. Сейчас возникло много спекуляций и неточностей, связанных с современным восприятием национальной самоидентичности. Для Н. К. Рериха же это был непраздный вопрос самоопределения. Он был представителем русского народа и культуры в высшем её измерении – приятии других культур, её открытости другим культурам».
Заместитель директора Музея-института семьи Рерихов Юлия Юрьевна Будникова в своём выступлении отметила, что эпиграфом для всей нашей сегодняшней работы служат слова самого художника, который как бы отвечает на вопросы, напрашивающиеся сами собой: зачем знать и любить старину, что искал в ней он и можем найти мы? Н. К. Рерих писал:
«Я могу ожидать вопрос: “Вы дали неутешительную картину дела старины русской, но что же вы укажете как ближайший шаг к нравственному исправлению этого сложного дела?” Что же мне оставалось бы ответить на такой прямой вопрос? Ответ был бы очень старый: пора русскому образованному человеку узнать и полюбить Русь. Пора людям, скучающим без новых впечатлений, заинтересоваться высоким и значительным, которому они не сумели ещё отвести должное место, что заменит серые будни весёлою, красивою жизнью. Пора всем сочувствующим делу старины кричать о ней при всех случаях, во всей печати указывать на положение её. Пора печатно неумолимо казнить невежественность администрации и духовенства, стоящих к старине ближайшими. Пора зло высмеивать сухарей-археологов и бесчувственных педантов. Пора вербовать новые молодые силы в кружки ревнителей старины, пока, наконец, этот порыв не перейдёт в национальное творческое движение, которым так сильна всегда культурная страна» («По старине», 1903).
Профессор Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, руководитель мастерской церковно-исторической живописи Александр Константинович Крылов отмечал:
«Спасибо Н. К. Рериху, который ещё в детстве понял ущербность и неполноту всего западного и увлёкся Древней Русью. Он «продолжил» подлинную русскость через ломоносовское подвижничество, екатерининский победоносный век, труды княгини М. К. Тенишевой. Целых два века ушло на культурное возрастание, преодолевшее всё чужеродное.
Накануне Октябрьской революции произошло чудо великого обретения Русского стиля в Фёдоровском Государевом Русском городке в Царском Селе. Здесь роль Н. К. Рериха была значимой, хотя он держался немного в тени. В воспоминаниях Юрия Дмитриевича Ломана, крестника императрицы Александры Фёдоровны, сына инициатора и активного участника строительства Фёдоровского городка Дмитрия Николаевича Ломана, мы находим бесценные сведения об участии Н. К. Рериха в обустройстве Фёдоровского городка. В его памяти он остался одним из духовных руководителей созидания нового Китежа.
Именно высокий стиль Фёдоровского городка, подобно другим высоким стилям – вавилонскому, египетскому, коринфскому, японскому, китайскому и т. д., следует считать собственно Русским стилем. Изучение и принятие его даст в будущем множество открытий.
В Фёдоровском городке высокий Русский стиль преодолел все потрясения западноевропейской культуры, все культурные смятения от Первого Рима до Третьего. Со строительством Фёдоровского городка возродились художественные формы, соответствующие XV–XVI вв., те недостаточно оценённые культурные «пласты», за исследованиями которых огромное будущее для нашей науки, причём не науки для диссертаций, а той науки, которая служит всем людям.
В высоком стиле Фёдоровского городка воссоединилась Православная содержательность и вновь обретённая исконно-эпическая Славяно-Русская идея, которая мучительно блуждала в течение веков в замысловатом лабиринте заморского «просвещения» и наконец-то обрела Спасение».
Резюмируя обзор выступлений этих замечательных деятелей духовной и светкой культуры, нужно отметить, что именно Н. К. Рерих стал тем «спусковым механизмом» русской жизни, который запустил неумолимый процесс вхождения ценностей древнерусской культуры в нашу действительность. Этот процесс мы отчасти наблюдаем до сих пор, несмотря на все проблемы, которые существовали в советское время и существуют сейчас. Но именно в советское время были реализованы многие научные идеи, которые были сформулированы в начале XX века.
Уехав из России, Николай Константинович не растерял своего отношения к русской культуре и свежести её восприятия. Посетив ненадолго Алтай, он обнаружил там давно чаемый им мир удивительных староверов – хранителей традиционной русской культуры. Сохранилась целая серия ещё неопубликованных фотографий, сделанных Рерихами и их сотрудниками в 1926 году, во время Первой Центральноазиатской экспедиции. Из Верхнего Уймона – редкие кадры крестьян, включая групповые снимки целой семьи, предметы искусства и быта, угодья, дом, где останавливалась экспедиция. Семья Вахромея Семёновича Атаманова настолько прониклась доверием к петербургскому старцу (Николай Константинович тогда уже носил бороду), что делилась с ним всем самым насущным – и в материальном, и в духовном смысле. Елене Ивановне на письменный стол постоянно приносили букеты цветов, всем играли на балалайке и пели. Мы видим, что алтайские фотографии не постановочны, в них чувствуется отношение снимаемых к тем, кто снимает.
Уже в Тибете руководитель научной части экспедиции Н. К. Рериха, его сын Ю. Н. Рерих делает удивительный рисунок женской фигуры в… кокошнике. Разглядывая его, соглашаешься с Н. Н. Королёвым и Ю. В. Шабаровой, авторами-составителями замечательного альбома «Русский городок Царского Села – Китеж XX века» (СПб.: Издание Общества русской традиционной культуры, 2011), предложившими следующий вывод:
«Рерих был продолжателем дела Николая II не только по возрождению русского стиля, но и по изучению самобытности культур индоевропейских народов. Он прошёл по маршруту Алтай – Гималаи до Дарджилинга, который считался воротами для европейцев к Тибету (во время своего путешествия на Восток Николай II не попал туда из-за заболевшего в Индии младшего брата Георгия)».
Идея поиска русских корней где-то в глубинах Азии никогда не оставляла художника и мыслителя. В этом свете всемирность русской души получала совершенно иное измерение, объединяла разные народы, эпохи, страны в сердце русского Человека с большой буквы – Н. К. Рериха.
И последнее. Всем маловерам, сомневающимся в том, что Н. К. Рерих жил и умер православным, нужно увидеть фотографии, которые обычно не показывают и не публикуют. На них – на смертном одре великий человек в свой последний час. В изголовье у него – иконы Божией Матери и Святого преподобного Сергия Радонежского. О каком отходе от русской культуры можно говорить?!
Уверен, что созидаемый в Окуловке «Рерих-центр» послужит задаче утверждения именно русской национальной идеи – без узости местничества, без разлагающего сектантства – во всемирном масштабе признанного во всём мире наследия. И центр важен не только тем, что привлечёт инвестиции благодаря потоку иностранных туристов. Он важен именно возрождением культуры, приданием особого импульса росту предложений для культурного досуга всех категорий граждан, включая детство, юношество и лиц с ограниченными возможностями.
* * *
В заключении ещё несколько слов о том, как наследие уроженца Окуловки Юрия Николаевича Рериха может быть представленно в новом «Рерих-центре». Для меня обращение к наследию Ю. Н. Рериха напоминает процесс непрерывного обращения к бесконечно любимому и притягательному образу человека, с которым в этой жизни удалось сблизиться не лично, а благодаря посредничеству и душевной щедрости одной – в образах А. А. Блока – Прекрасной Дамы. Имею в виду, конечно же, Людмилу Степановну Митусову, его любимую кузину, называвшую его по-семейному: Юрик.
То, что сохранилось в её семье, охватывает весь жизненный цикл выдающегося учёного и хранителя наследия семьи Рерихов, обеспечившего в 1957–1960 годах достойное возвращение этого наследия на Родину».
Источник: Ваши Новости