Чиновничество в сети. Сергей Корнев о «пиджаках», которые уходят в сеть
Битву за YouTube Кремль с треском проваливает. Откровенно слабые манёвры, вроде приглашений в госдуму звёздных блогеров, или бездарно слепленные «вирусные» видеоролики – всё это говорит о судорожных попытках власти запрыгнуть на ходу в стремительно несущийся мимо неё поезд топового контента. Обратить пристальное внимание на миллионы пользователей, не озабоченных политической повесткой, надо было ещё лет пять назад. Власть это поняла. И поняла поздно.
То же самое происходит и в соцсетях. Совсем недавно они казались очередной интернет-игрушкой, забавой, которая никоим образом не сможет влиять на реальность. Так считали, а возможно и до сих пор считают многие крупные чиновники и руководители. Да и не могли считать иначе. За годы карьерных карабканий к своим олимпам они видели, что все вопросы решаются по старой, проверенной советской схеме: в бане, на охоте, да и просто на даче у шефа. В тех местах, куда доступ простым смертным заказан. А для народа, т. е. электората существуют телевизор и газета, где всё объяснят как надо, посеют в массы нужный закон, нужного кандидата. В общем, не допустят бардака. Договориться с редакторами и журналистами можно всегда. А вот теперь, вдруг, договариваться необходимо с интернетом.. А как – никто не понимает.
И начали «красные директора» внедряться в сеть. На чужое поле игры, не изучив правил и особенностей. Появились персональные сайты, которые мало чем отличались от обложек агитационных газет, затем персональные странички, которые не отличались от тех же сайтов. На помощь коллегам с советской закалкой пришли молодые карьеристы. Депутаты, общественники, представители лояльного бизнеса показывали пример, как, по их мнению, надо общаться в сети с народом.
Однако дальше стандартного поста на стене о том, как владелец страницы «присутствовал», «принял участие», «торжественно открыл» и т. д. дело почему-то не идёт. Не желают народные избранники и ответственные руководители раскрываться перед народом, а тем более затрагивать острые и насущные темы в своих микроблогах.
Не все, конечно. Есть чиновники, которые даже не боятся дискутировать со своими подписчиками. Но это скорее исключение, чем правило. Общая интернет-масса государственных лиц, к сожалению, инертна.
Давайте полистаем странички новгородских чиновников и попробуем понять, есть ли какой-то практический толк от их нахождения в соцсети?
Вот, к примеру, аккаунт в Facebook главы демянского района Владимира Ерёмина. В хронике мы видим, что глава района посетил фермерское хозяйство, провел прием граждан, участвовал в совещаниях и т. д. По событийной наполненности страница полностью идентична личному блогу Владимира Ерёмина, ссылка на который есть на сайте администрации Демянского района. Комментариев к постам главы практически нет, а если и есть, то видимые ответы от владельца страницы к ним отсутствуют. Также в профиле можно посмотреть большую галерею фотографий с различных встреч, заседаний и других рабочих моментов. Несколько фотографий с отдыха немного разбавляют официоз, но в целом картины не меняют. Впечатления от аккаунта главы района нет никакого. Скучно. Официально. Зачем вам профиль в Facebook, Владимир Александрович?
Схожие чувства вызывает и страничка новгородского сенатора Алексея Костюкова. Лента его новостей в основном представляет собой некое подобие официальных пресс-релизов доминирующей политической партии. Мы видим, что Алексей Викторович «..принимал участие..», «..входил в состав экспертных групп..», «..награждал спортсменов..» и т. п. Фотографии – соответствующие. Однако надо отметить, что сенатор проявляет какую-то активность в комментариях к своим постам. Можно найти пару-тройку ответов от Алексея Викторовича на вопросы от подписчиков. Этого, конечно, мало, но всё-таки для чиновника это уже можно считать прогрессом. И всё же интересно, а как считает сам Алексей Костюков – есть ли практический смысл от его страницы?
Глава департамента здравоохранения новгородской области Галина Михайлова также имеет личный профиль в соцсети. Лента Галины Васильевны не наполнена унылыми постами от её имени об участии в совещаниях и награждениях. От имени руководителя новгородского здравоохранения лента не наполнена ничем. Складывается ощущение, что Галина Васильевна не проявляет никакой активности в Facebook. На её страничку выкладывают официоз сами подписчики. Между тем, у чиновницы как настоящей женщины есть фотография с цветами. Живая и не официальная.
Наверное, не имеет смысла просматривать дальше аккаунты соцсетей новгородских чиновников. Они все очень похожи. Эти три профиля, которые здесь представлены, взяты совершенно случайно, и нет цели выделить и раскритиковать кого-то из госслужащих. У остальных публичных лиц новгородской политики всё то же самое, ну может быть, с незначительными нюансами.
Вывод, который тут можно сделать – чиновники в соцсетях ничем не отличаются от чиновников на страницах газет. Никаких острых тем, никаких решений проблем, никакой открытости. Для чего, в таком случае, им нужны эти странички? Вряд ли они и сами знают ответ на этот вопрос.
Хотя эта инертность очень даже понятна. Дело в том, что госслужащий в России – это исполнительный, абсолютно лояльный, по возможности тихий и непримечательный человек. Критиковать положение дел, и, не дай Бог, начальство в этой системе не принято. Особо активные долго не задерживаются в своих кабинетах. Замена найдётся мгновенно.
И вот тут совершенно непонятно, на кой чёрт надо было выводить всех мало-мальски значимых руководителей и чиновников почти поголовно в соцсеть? Ведь явно же по сигналу из центра они туда рванули. Обосновались и стали превращать ленту новостей в стандартный информраздел любого сайта любой администрации. Ну кому это будет интересно?
Но раз уж Родина приказала «пиджакам» осваивать сеть, то пусть они хотя бы обратят внимание на удачные примеры. Тот же Усманов, не оставляющий без внимания своего заклятого оппонента Навального. Ведь мог же миллиардер проигнорировать выпады и действовать спокойно, без лишнего шума, через суд, как это принято у власти в конфликтах с оппозицией. Однако Усманов и его помощники оказались дальновиднее многих политиков высокого ранга. Алишер Бурханович начал играть по правилам сети, а не государственной машины. И что удивило многих, начал выигрывать. Его ответы Навальному в стиле видеоблога стали популярны как рэп-баттлы. Теперь за перепалкой следят миллионы пользователей. Что важно, Усманов с каждым видеоответом набирает всё больше сторонников. Никому по большому счёту уже не интересно, кто из них прав, у кого есть документы и доказательства – основной массе зрителей надо видеть только те эмоции, которые будут выплёскивать друг на друга эти популярные блогеры. Учитесь, чиновники! Вышли в сеть – будьте активны.
Фото из открытых источников.
Источник: Ваши Новости