Война с ботами объявлена и… проиграна?
На сайте «Новой газеты» установлен счетчик от Mail.ru — так отслеживается динамика посещения страниц. На тринадцатом месте долгое время находилось «общественно-политическое издание «Подробности» (podrobnosti.biz), у которого нет ни одной публикации — это пустая страница. Заглушка на сайте уже в течение нескольких месяцев гласила: «Приветствуем! Сайт только что создан». Тем не менее счетчики регистрировали у «издания» десятки тысяч уникальных посетителей ежедневно.
Архив интернета показывает, что вплоть до 2014 года «Подробности» были севастопольским новостным сайтом. В 2015 году под тем же доменным именем появились другие «Подробности» — работающие из Санкт-Петербурга. В 2016 году сайт стал перебрасывать своих посетителей на проект «Инфореактор», входящий в «фабрику медиа» — конгломерат сайтов с общей аудиторией в 36 млн посетителей в месяц. Так благодаря искусственной генерации трафика (ботов) в рейтингах популярных российских СМИ появляются откровенные фейки, то есть фальшифки. Но каким образом у пустой страницы может фиксироваться такой трафик?
Схема бизнеса на ботах для человека, который вдруг решил в нем разобраться, выглядит фантастично. Вот в СМИ приходит живой трафик — реальные посетители. Это пользователи поисковых систем, соцсетей, новостных агрегаторов — и где-то рядом находятся боты, имитирующие поведение людей в интернете. В нормальной ситуации на вашем сайте может присутствовать около 5–10% ботового трафика: ботам нужно подделываться под живой трафик.
Чтобы увеличить свой рейтинг, некоторые СМИ используют партнерские системы обмена — устанавливают на сайт тизерный блок. То есть ссылку, которая должна привлекать внимание пользователя — вроде «Шок! Что случилось с Филиппом Киркоровым». Кликая на него, пользователь переходит на обменные сайты, например, СМИ2. Прямой обмен пользователями между СМИ не так выгоден, обменные сети предоставляют эффективные технологии, за счет которых можно привлечь внимание к контенту и увеличить аудиторию.
Обменные сети обещают возвращать на СМИ новых пользователей с коэффициентом 1,2–1,5, объясняя это тем, что трафик умножается на промежуточной странице обменки. Но на самом деле никакая промежуточная страница не позволяет вернуть более 100%. И чтобы компенсировать разницу, обменные сети сами закупают трафик и направляют на сайты СМИ. Если СМИ не следят за его качеством, то вместо реальных пользователей им возвращают ботов.
Некоторые эксперты полагают, что без покупки ботового трафика сегодня «практически невозможно сделать экономику медиапроекта и поднять рейтинг», на который смотрят рекламодатели. Дело в том, что рекламные бюджеты сегодня перетекают из традиционной рекламы в контекстную, из-за чего «медиа потеряли практически всех крупных рекламодателей, которых не устраивает эффективность их рекламы в СМИ».
Однако есть и противоположное мнение. Так, например, Алексей Аметов, издатель «Look At Media», считает лукавством утверждение, что все рекламодатели уходят в контекстную рекламу: «Для многих брендов критически важно инвестировать в имиджевую рекламу, и более того, наличие имиджевой рекламы улучшает результаты в контексте. Это подтверждает и статистика — контекстная реклама растет быстрее, но медийка тоже пока растет, а не падает». С другой стороны, он уверен, что все участники рынка внимательнее относятся к выбору площадок и отслеживанию KPI. Поэтому и СМИ можно и нужно следить за трафиком.
В общем, рынок постепенно «очищается». Разрабатываются специальные программы для борьбы с ботами. Так, гендиректор компании СМИ2, включающей в себя обменную сеть и агрегатор новостей, Анна Иванова рассказывает: «Вся наша модель продаж завязана на действиях, для нас важен живой трафик. Именно поэтому около четырех лет назад мы начали писать собственную систему «Антибот».
Но выявить всех ботов в своем трафике СМИ самостоятельно не смогут, уверены «ловцы ботов», которые зарабатывают на этом. Мастерство «ботовода» позволяет подделать даже поведенческий показатель, как микроподергивания мышкой и историю посещения страниц в сети. Некоторые спецы способны так «причесать» бота, что «Яндексом» из 100% ботового трафика будет распознано лишь 5%». Так что — война проиграна?
По материалам «Новой Газеты».
Источник: Ваши Новости