С Днем рождения, Че!
«Сталин II» — именно так подписывался человек, ставший символом революции и свободы, олицетворением самой сущности борьбы за независимость, иконой для любого уважающего себя интеллектуала левого толка. И в этом ключе апелляция к советскому диктатору, чей образ навечно спаян с ГУЛАГом и массовыми репрессиями, далеко не случайна.
Однажды судьба забросила его с другом в Перу, к развалинам древнего индейского города Мачу-Пикчу, где последний император инков дал бой испанским конкистадорам. Его друг сказал: «Знаешь, старик, давай останемся здесь. Я женюсь на индианке из знатного инкского рода, провозглашу себя императором и стану правителем Перу, а тебя назначу премьер-министром, и мы вместе осуществим социальную революцию». На что наш герой ответил: «Ты сумасшедший, революцию без стрельбы не делают!» И стрельбы в его жизни было предостаточно. Разумеется, я говорю об Эрнесто Че Геваре.
И сразу же в сознании всплывает знойно-солнечная Куба, где Че плечо к плечу с Фиделем Кастро, будущим диктатором Острова Свободы, сражался против режима Батисты. Все говорило о том, что Кастро вместе с Че должны были потерпеть сокрушительное поражение: уж больно силы были не равны — однако победа осталась за ними. Как после этого не согласиться с Кастро, который говорил: «Я начинал революцию, имея за собой 82 человека. Если бы мне пришлось повторить это, мне бы хватило пятнадцати или даже десяти. Десять человек и абсолютная вера. Неважно, сколько вас. Важно верить и важно иметь четкий план. Победа — это упорство». И упорства было им не занимать.
Диктатор Батиста был свергнут, и главой правительства в скором времени стал Фидель Кастро. А бравый команданте Че сначала был назначен президентом Национального банка, потом — министром промышленности и главой Центрального совета планирования Кубы. Но, понятно, роль второго плана не могла удовлетворить Че: в апреле 1965 года он обратился с письмом к Фиделю Кастро, где сообщил о своем решении продолжать участие в революционном движении одной из стран мира, и покинул Кубу. И уже в ноябре 1966 года, после неудачи в Конго, прибыл в Боливию для организации партизанского движения. Созданный им партизанский отряд 8 октября 1967 года был окружен и разгромлен правительственными войсками. Эрнесто Че Гевара был ранен, захвачен в плен и на следующий день убит.
Незавидное, хоть и героическое окончание жизни. Но, видимо, именно такое, чтобы простые люди признали его смерть мученической, а самого Че посчитали святым. Но это — темный, необразованный народ. Я же говорю о представителях интеллигенции, для которых Че стал примером для подражания: почему он, а не, допустим, тот же Фидель?
Ответ прост: Че воплощает в себе образ романтического героя. Кастро, по сути, запятнал себя тем, что остался у власти. А ведь говорил: «Власть меня не интересует. После победы я вернусь в свою деревню и займусь адвокатской практикой». Ну конечно же, он решил посвятить свою жизнь Кубе, это — его судьба. Можно выдумать много красивых оправданий, которые ничего не стоят: власть — это наркотик. И соскочить с него невозможно. Че же от власти отказался. По крайней мере, так выглядело со стороны.
Странно, но никто не берет в расчет, что пост министра промышленности — это далеко не то же самое, что единовластный правитель страны. Любопытно, что вышло, если бы Че, а не Фидель, возглавил Кубу? Очень сомнительно, что он сорвался бы с поста главы правительства и рванул бы в Конго — устраивать революцию. Но обстоятельства сложились иначе, и эту версию не проверить при всем желании.
Впрочем, я уверен, что многие из наиболее рьяных поклонников «Сталин II» посчитают мои слова чистой воды кощунством, если не святотатством. Основным аргументом в этом случае, если мы останемся в рамках логики, будет утверждение, что с самого детства Эрнесто отличался стремлением к самопожертвованию и служению народу. Именно ведь из этих побуждений он и поступил на медицинский факультет, чтобы, став врачом, посвятить себя лечению людей. Причем он даже не помышлял о том, чтобы заработать на этом. По воспоминаниям его жены Ильды Гадеа, Че в свое время пришел к выводу, что для того, чтобы быть успешным и богатым врачом, не обязательно быть привилегированным специалистом, а необходимо обслуживать господствующие классы и изобретать бесполезные лекарства для воображаемых больных. Он считал, что обязан посвятить себя улучшению условий жизни широких масс. Так ведь никто с этим и не спорит! Да, Че хотел изменить жизнь простого народа, это — безусловно. Но какой ценой и какими средствами!
Че был убежден в своей правоте, говоря по-другому, он фанатично был предан гуманистическому идеалу. И если на его пути встречался тот, кто его взглядов не разделял, Че становился беспощаден. Близко знавшая Гевару сестра Фиделя и Рауля Кастро Хуанита, впоследствии уехавшая в США, написала о нем в биографической книге: «Для него не имели значения ни суд, ни следствие. Он сразу начинал расстреливать, потому что был человеком без сердца». Очень напоминает тактику товарища Сталина с концепцией «врагов народа».
Да-да, к этому и веду: не зря же он взял себе псевдонимом, извините за тавтологию, псевдоним вождя народов. Ясно, кого он почитал за учителя, с кого брал пример. Но у рьяных учеников есть одно интересное свойство: желание превзойти своего учителя. И думаете, Че был бы исключением из этого правила? Даже страшно представить, что натворил бы «символ революции», обладай он такой же властью, как Иосиф Виссарионович.
Разумеется, при таком раскладе не ходить Че посмертно в символах, но, думается, его это мало бы волновало. Можно сказать одно: то обстоятельство, что Фидель оказался жадным до власти, и спасло мир от еще одного Сталина. И то, что в связи с этим Гевара превратился в символ свободы и революции, — небольшая плата за это.
И осталось ответить на последний вопрос: к чему это я затеял весь этот разговор о Че? Да к тому, что именно в этот день, 14 июня, правда, 89 лет назад, на свет и появился Эрнесто Рафаэль Гевара де ла Серна, который больше известен под кратким, как щелчок автомата, прозвищем «Че».
Источник: Ваши Новости