«Русские крепости от Рюрика до Петра Великого»: живопись в идеологическом ключе
Сегодня в здании Присутственных мест Новгородского музея-заповедника открылась экспозиция «Русские крепости от Рюрика до Петра Великого». Выставка является частью образовательного проекта петербургских художников Сергея и Светланы Кобзевых «Россия — наш дом, наша крепость».
Исходя из просветительской цели проекта, говорить о его художественной составляющей — бессмысленно: ее попросту нет. Но, думается, художники в данном случае и не ставили перед собой такой задачи. Их усилия были сосредоточены прежде всего на стороне этики. Поговорим об этом более подробно.
Основной посыл выставки прозрачен: крепость — это символ непобедимости, твердости и народного единства. Вот как говорят сами художники: «Выставка охватывает исторический период от Рюрика до Петра, отражая строительство русских крепостей, время их расцвета. Нами запечатлен момент мирной жизни, когда великий царь Петр I очистил все русские крепости от иноземных захватчиков и мир воцарился на древней земле: светлые покровители крепостей показались на небосводе, и ангелы воспели победу народу России».
Замысел Кобзевых амбициозен. Они пытаются соединить земное и небесное, по сути, выстраивают картину целостного мироустройства, в основе которого лежит идея народного единства. И крепость является ее визуальным выражением.
Эта идея сейчас, что называется, в тренде. В особенности, после того, как президент РФ обозначил ее как национальную: «У нас нет и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма. (…) Поэтому это и есть национальная идея». Этим дав «зеленый свет» проектам подобной направленности. Сказать однозначно, что это плохо — нельзя: разобщенный народ — это не более чем хаотическая масса, неспособная ни на что. Говорить о сильном государстве в этом случае не приходится. Да, без сомнения, стране нужна мощная, сплачивающая национальная идея. С этим никто не спорит. Дело в другом.
Не будем забывать, что Кобзевы позиционируют себя как художники. А сфера деятельности художников — искусство. Но эстетическое начало в их работах подменено этическим, что рождает эффект отторжения — единственную нормальную реакцию при столкновении с пропагандой. Которой, к слову, в последнее время и так хватает.
Теперь вернемся к самому началу нашего рассуждения, где мы решили поговорить об идеологической составляющей проекта. Что ж: мы это сделали, совесть наша чиста. Посему самое время задаться вопросом, после которого нас закидают тухлыми яйцами: чего стоит выставка живописных работ, если ее можно рассматривать исключительно в идеологическом ключе?
Источник: Ваши Новости