Секреты засекреченного свидетеля из Старой Руссы
В Старорусском районном суде завершилось предъявление доказательств стороны обвинения по уникальному в своём роде уголовному делу, возбуждённому в отношении местного предпринимателя Владимира Никитина.
Уникальность очередного «наркотического» дела в том, что задержали Никитина спустя девять (!) месяцев после того, как в процессе оперативно-розыскного мероприятия «проверочная закупка» у него якобы «приобрела психотропное вещество амфетамин массой 0,596 г».
«Закупку» провели 21 января 2015-го года, а задержали Никитина… 21 октября. Зачем и почему потребовался столь длительный инкубационный период, решительно непонятно. Но по сей день в полиции придерживаются версии: «выжидали» в надежде на то, что ОРМ выведут и на других сбытчиков амфетамина. Не вывели. «Преступная группа» установлена не была, никакого нового факта, связанного с вовлечённостью в незаконный оборот самого Никитина, выявлено тоже не было.
Никого, кроме него, более не задержали.
Если следовать показаниям оперуполномоченных Евгения Черникова и Алексея Соловьёва, интерес к личности Никитина у них появился после того, как в райотдел полиции явился некий человек, который изъявил желание «сдать» реализатора амфетамина, ну да – Никитина. Но «сдать» – при условии собственной анонимности. «Желание клиента», как говорят, – закон. Доброго человека «засекретили», пригласили понятых (не то чтобы «пригласили», а взяли из полицейского спецприёмника, где оба отбывали «сутки»), в их присутствии досмотрели «закупщика» (в укромные места, естественно, не заглядывая), отксерокопировали тысячерублевую ассигнацию, которую «закупщик» должен был передать «наркодилеру» и, согласно официальным документам, на автомобиле отправились к принадлежавшей Никитину станции техобслуживания, где в тот момент якобы он находился.
А спустя некоторое время вернулись в райотдел. Коллеги привели тех же самых понятых, и «засекреченный свидетель» выдал пакетик с амфетамином, который якобы приобрёл у Никитина. Все расписались. И… разошлись.
Событие, как я уже говорил, аукнулось спустя девять месяцев.
Следствие, проведённое всё в том же МО МВД России «Старорусский», было не особо долгим. По его завершении дело с утверждённым обвинительным заключением направили в районный суд.
Но там «засекреченный свидетель» преподнёс большой сюрприз. Допрошенный в условиях анонимности, он заявил, что не участвовал в оперативных мероприятиях полиции, не оказывал содействие правоохранительным органам и вообще – никому не сообщал «сведения, что Никитин занимается распространением наркотиков».
Но и это судью Оксану Литвин ничуть не смутило. Положив в основу приговора показания «засекреченного свидетеля» периода предварительного следствия, ничтоже сумняшеся она назначила Никитину 9 лет колонии строгого режима.
– Приговор был обжалован в апелляционном порядке, – рассказывает адвокат Константин Пакин, – с моей точки зрения, доказательства виновности Никитина представлены не были вообще! Что в активе стороны обвинения? Только показания оперуполномоченных. Но они лично не присутствовали при передаче амфетамина. Понятые-«суточники» могли лишь подтвердить, что при них проходил досмотр «засекреченного свидетеля» (но пакетик настолько мал, что спрятать его легче лёгкого) да выдача пакетика с амфетамином (но где и у кого взят пакетик, знать они не могли). Сейчас, если проводят подобные оперативные мероприятия, в обязательном порядке снабжают «агента» видеозаписывающей аппаратурой. В этом случае ничего подобного не было. Доказательством виновности человека, причастного к незаконному обороту наркотиков, обязательно становятся переданные ему купюры. А в нашей истории лишь отксерокопировали тысячерублёвую купюру и всё! Поскольку в тот день задерживать никого не стали, и изымать её было не у кого. «Ушла» тысяча рублей из государственного бюджета! Я уж не говорю об отсутствии на пакетике отпечатков пальцев Никитина! Я считал и считаю, либо «засекреченный свидетель» создал имитацию закупки и «подставил» Никитина, имея к нему свои счёты, либо сотрудники полиции использовали того, определённо находившегося от них в зависимости, и сами создали имитацию закупки, преследуя цель «посадить» Никитина.
Обо всём этом было и в апелляционной жалобе адвоката.
В итоге областной суд отменил приговор суда первой инстанции по причине «существенных нарушений ряда требований уголовно-процессуального закона».
Из СИЗО Никитина отпустили под домашний арест, под коим он находится и по сию пору.
Вторично дело рассматривает судья Зинаида Голубева. Практически всё идёт так, как и по первому кругу. За исключением одного: теперь «засекреченный свидетель», который, кстати, сам отбывает срок, вещает прямо противоположное своим показаниям в прошлом судебном процессе: в мероприятиях участвовал, помощь полиции оказывал, амфетамин у Никитина покупал. Как шутит адвокат Пакин: «Чудеса воспитательной работы!».
На повестке дня – предъявление доказательств стороны защиты.
Пока же нельзя не сказать о том, с чем связывает уголовное преследование сам Никитин. Совсем ещё недавно этот человек слыл преуспевающим предпринимателем. В своём распоряжении имел не только ту станцию техобслуживания, но и налаженное фермерское хозяйство, включавшее в себя карповник и птичник.
Последнее, впрочем, скорее хобби. Основное же направление бизнеса было связано именно с ремонтом автомобилей. Как объяснял Никитин, его СТО приобрела в городе известность. К нему на ремонт стали приезжать и сотрудники полиции. А потом друзья сотрудников полиции. А потом друзья друзей сотрудников полиции… Обслуживание автомобилей (как служебных, так и личных) «представителей власти» производилось на безвозмездной основе. В конце концов, так как аппетиты росли безудержно, Никитин принял решение положить конец «субботникам». Пошёл на конфликт с «представителями власти». И услышал: «У тебя будут проблемы!».
Потом, утверждает Никитин, один из сотрудников полиции напрямую предложил предпринимателю продать СТО. Тот даже согласился, но оценил станцию в 10 миллионов рублей. Нет, парировал, мол, «представитель власти». Он, Никитин, не понял: не он назначает цену. Завершилось же общение якобы тем, что полицейский напутствовал: если Никитин не станет сговорчивым, у него найдут либо пистолет, либо наркотики.
Хочу подчеркнуть: это – не установленный факт, а изложение событий устами самого Никитина. Версия, которую согласно определению апелляционной инстанции надлежит проверить в нынешнем судебном процессе.
За дальнейшим развитием небанального сюжета мы будем следить и дальше.
…Сейчас в некогда процветавших владениях Никитина настоящее запустение. Станция технического обслуживания не работает, предлагается в аренду, но охотников (а в предпринимательской среде Старой Руссы история Никитина известна всем) пока нет. От птичника, в котором когда-то был натуральный гусиный рай, остались одни пустые клетки (вся живность передана местной церкви). В карповнике до светлых дней не дожил ни один малёк.
Печальное зрелище.
Фото автора
«Остатки былой роскоши» демонстрирует жена Светлана, самому Никитину нельзя – он под домашним арестом.
Источник: Ваши Новости