Владимир Шахрин: «Устал быть иконой рок-н-ролла»
Славный екатеринбуржский «Чайф», слывущий группой, как никакая другая, близкой народу, завершал фестивальную программу «КИНОпроб». Уже смеркалось, когда в районе, в другом контексте сказали бы, «гримёрок» появились два неразлучных друга: сам Владимир Шахрин и гитарист «Чайфа» Владимир Бегунов. Но, как это чаще и бывает, отвечал за всех лидер группы.
– Владимир, вы один из тех немногих на этом фестивале людей, кто лично знал Виктора Цоя и играл с ним…
– «Играл» – это, наверное, сказано слишком сильно.
– Я имею в виду даже не концерты, а… Всем рок-н-ролльщикам, и молодым, и не очень, известна байка о том, что когда-то, в далёких 80-х, в Свердловск «для налаживания контактов» заехала весёлая питерская парочка: Майк Науменко (лидер группы «Зоопарк», скончался в 1991 году – А.К.) и Виктор Цой. Питерский рок-н-ролл и свердловский познакомились, понравились друг другу и…
– А-а-а (улыбается)… Если в этом смысле, то да, играли вместе. Получились очень даже симпатичные – сначала концерт в зале какого-то ДК мест на семьдесят, а потом – квартирник. Все были довольны! Тогда-то, в общем, и я, и мои свердловские друзья, в первую очередь, пошли знакомиться с Майком. Не было ни мобильников, ни интернета, а по городу по принципу ОБС (одна бабка сказала) с бешеной скоростью распространялась весть: к нам едет «Зоопарк». В стране Майк был уже известен, а Витя – не очень. Я даже не сразу понял, что это за странный, непонятный человек и какое отношение имеет к Майку. Думал, может, преданный «волонтёр». Только когда Витя взял в руки гитару, стало ясно, что это никакой не «добрый помощник Майка», а, определённо, человек, могущий сказать своё очень веское слово в русском роке. К этому времени, как выяснилось, у него уже был записан первый альбом «45», который, я считаю, и по сию пору чуть ли не вершина отечественного акустического рока. Тогда я остался под большим впечатлением от музыки Цоя. Одну из песен с того альбомы, «Когда-то ты был битником», мы сыграем и на фестивале «КИНОпробы». Пророческая – для многих – получилась вещь! А ещё одна песня, которую мы не можем не исполнить и сегодня, «Рок-н-ролл этой ночью», была написана в ночь после того знакомства.
– Потом вы пересекались на концертах?
– Мало тогда было концертов, но пересекались – раз шесть-семь. Да и ушёл от нас Виктор слишком рано. Не допел, не договорил. У него было очень хорошее чувство юмора, хорошее чувство вкуса и некая «чуйка» – он чувствовал, что именно «зацепит» сверстников. А вообще, у меня иногда возникает ощущение, что бурные (для русского рока) восьмидесятые – это какой-то сон, будто бы всё это не со мной происходило. Для сегодняшних двадцатилетних Виктор Цой – это легенда, какой-то былинный герой: молодой, красивый, этакий витязь в тигровой шкуре. А для нас – простой, доброжелательный, но безумно талантливый парень. Мы с удовольствием играем Витины песни, потому что они в чём-то похожи и на наши: они достаточно простые, понятные, лаконичные. Не заумные! Поэтому, кстати, у них такая долгая жизнь.
– Владимир, я сам родом из Свердловска. Когда уезжал оттуда, все жизнь свердловского рока крутилась вокруг городского рок-клуба. А сейчас он – жив?
– Увы… Свердловский рок-клуб разделил судьбу питерского. Он сделал великое дело: объединил разрозненные коллективы города, придал неоценимый импульс развитию нашей музыки. Но, сделав своё дело, скромно ушёл со сцены, прекратил своё существование. Но рок-н-ролльная жизнь в Екатеринбурге ничуть не угасла. «Тусовка» – как была, так и есть. Сейчас у нас более четырёхсот групп. Регулярно проходят фестивали.
– В своё время в Свердловске были два «флагмана» рок-музыки: «Наутилус Помпилиус» и «Чайф». Потом Вячеслав Бутусов перебрался в Питер, а вы остались верны Свердловску. Между вами и Бутусовым была какая-то конкуренция?
– Ни малейшей! Особенность свердловских рок-н-ролльщиков в том, что у нас никогда не было дрязг, подсиживания. То, что Слава перебрался в Питер, может быть, в какой-то степени объясняется и тем, что он – не коренной свердловчанин. Он переехал в Свердловск после поступления в архитектурный институт. В годы его студенчества и был создан «Наутилус Помпилиус». А мне из Свердловска ехать некуда – там моя малая родина.
– Сейчас поддерживаете отношения с Бутусовым?
– Конечно, поддерживаем. Но, в основном, по телефону.
– Владимир, ещё один вопрос… В замечательном, но очень ироничном фильме «День радио» ваш герой произносит фразу: ребята, мол, а можно я не буду больше иконой рок-н-ролла?.. Эту фразу произносите вы или ваш лирический герой?
– (смеётся) Будем считать, что мой герой… Так было написано в сценарии.
– Вам организация фестиваля понравилась?
– Всё на уровне! Не провинциальном, подчеркну, уровне. А погода – это лотерея. В Екатеринбурге, кстати, сейчас тоже идут дожди. Акклиматизация хоть не потребовалась. С погодой, конечно, вы не выиграли джек-пот. Но и не проиграли – это точно!
…Своё выступление «Чайф» закончил замечательной старой балладой, написанной, если не ошибаюсь, в конце восьмидесятых, «Поплачь о нём», где есть такие строки:
«Поплачь о нём, пока он живой,
Люби его таким, какой он есть…».
Фестивальным, памяти Виктора Цоя, вечером эти строки звучали по-особенному. А люди зажигали свечи.
Источник: Ваши Новости