«Чрезвычайно опасная вещь», или Патриотизм под микроскопом

22 июня 2017 год, 23:28
«Чрезвычайно опасная вещь», или Патриотизм под микроскопом

Всем известно трепетное отношение Владимира Путина к патриотизму. Так, на встрече в Кремле с классными руководителями выпускных классов из разных регионов России, что прошла 21 июня, президент РФ, по сообщению ТАСС, определил утрату патриотизма как «чрезвычайно опасную вещь», «первый шаг к глобальной катастрофе».

А 3 февраля минувшего года на встрече с активом Клуба лидеров — неформальным объединением предпринимателей из 40 регионов страны — глава государства назвал патриотизм национальной идей: «У нас нет и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма. И чиновники, и бизнес, и вообще все граждане работают для того, чтобы страна была сильнее. Если так будет, каждый гражданин будет жить лучше. И достаток будет больше, и комфортнее будет. Поэтому это и есть национальная идея. Она не идеологизированная. Это не связно с деятельностью какой-то партии или какой-то страты в обществе, это связано с общим объединяющим началом».

И все вроде бы хорошо и складно. Владимир Владимирович логически выводит благосостояние страны в целом и каждого гражданина в частности из идеи патриотизма. Все очень просто. Так что, кажется, даже не может возникнуть никаких вопросов. Схема ясна и прозрачна и, что самое главное, вполне конкретна — как руководство к действию. Но только — на первый взгляд. Которым мы, разумеется, не будем ограничиваться и посему зададимся вопросом: что есть патриотизм?

Здесь пока еще никаких сложностей не наблюдается: патриотизм раскрывают как любовь к Родине. Но вот дальше, если мы попробуем разобрать слагаемые этой формулы, и начинаются трудности. Во-первых, что есть любовь? А, во-вторых, Родина?

Определений любви существует масса, но нет ни одного, которое носило бы аксиоматический характер, то есть принималось бы без доказательств, что называется, на веру, вследствие своей очевидности. К тому же наличие нескольких видов любви — в зависимости от объекта — вносит серьезную путаницу и неразбериху, существенно осложняя анализ: любовь мужчины к женщине и любовь ребенка к матери невозможно определить через одни и те же постоянные. Впрочем, последняя в наибольшей степени соответствует нашему случаю — недаром же Родину через олицетворение выражают как мать. Но любовь ребенка к матери — это всегда зависимость: ребенок нуждается в матери, он элементарно не может без нее выжить. Если, разумеется, не попадет в чьи-то заботливые руки. Но можно ли считать чувство зависимости любовью? Определенно, нет.

Здесь, однако, мне могут возразить, что любовь к матери проявляется в зрелом возрасте, когда отношения зависимости сменяются заботой, благодарностью, уважением. Но снова же: ни одно из перечисленных составляющих не может претендовать на любовь. Тем более что в основе каждого из них лежит понятие долга, закрепленного в культуре. Взрослый индивид должен отплатить родительнице за дар жизни, за то, что она его растила и оберегала. Следовательно, любовь приравнивается к чувству долга. Но может ли долг, пусть даже священный, претендовать на любовь? Вопрос — открытый. Идем дальше.

Определить Родину через географию, хотя она и подразумевается, было бы ошибкой. Под Родиной стоит подразумевать прежде всего совокупность ментальных представлений и эмоциональных впечатлений, которые и формируют в сознании данный образ. То есть Родина не есть некий конкретный объект, но абстрактный образ, состоящий из множества конкретных элементов.

Отсюда — любовь к Родине суть долг по отношению к абстракции, характеризующийся чувством зависимости и принадлежности. Ибо если мы откатимся далеко-далеко в прошлое, то увидим, что человек своим выживанием и был обязан принадлежностью какой-то группе, допустим, племени, и находился в полной зависимости от него.

Таким образом, мы напрямую переходим к моменту происхождения патриотизма, которое восходит ко времени общинно-родового строя и к такой первобытно-религиозной формации, как тотемизм. То есть веры в то, что между членами племени и каким-либо животным или растением лежит некая мистическая связь. Это животное или растение становится объектом поклонения — тотемом: знаком племени, сакрализующим не отдельную личность, а общность всех членов племени, тем самым обособляя их от прочих племен. Согласно концепции тотемизма, человек приобретает определенное превосходство только благодаря своей принадлежности к племени, к тотему. И за свой тотем он и своей жизни не пожалеет, и чужую отберет легко. Ибо вне племени, вне тотема его просто не существует. Вот вам и генезис патриотизма, а заодно и национализма, и шовинизма в придачу. Ведь нет ничего более простого, чем чувствовать себя выше другого, не прикладывая к этому никаких усилий — лишь по одному национальному, религиозному или еще какому признаку.

И что же у нас получается на выходе? Патриотизм суть один из древнейших способов выживания индивидов путем объединения в некую общность, впоследствии трансформировавшуюся в государство и именуемое — метафорически — Родиной. Которая, в свою очередь, накладывает на него определенные обязательства — долг по отношению не к самому коллективу, но идее коллектива, то есть — абстракции. Вот она, любовь к Родине, благороднейшее чувство.

В этом плане Владимир Владимирович, без сомнения, прав: утрата патриотизма — «чрезвычайно опасная вещь», «первый шаг к глобальной катастрофе». Поскольку ставит индивида вне коллектива и государства. А это — в масштабе, скажем, страны — чревато распадом государственной системы.

Однако суть сейчас не в этом, но в том, что красивая и священная идея патриотизма в действительности базируется на древних механизмах выживания, в сущности, является лишь ее видоизмененной формацией. А это говорит о том, что человек за несколько тысяч лет не особенно-то преуспел в своем развитии, несмотря на все нанотехнологии и космические корабли. Раз чтобы выжить, ему необходима иллюзия в виде патриотической идеи, которую, и в этом нет ничего удивительного, учитывая степень человеческого самосознания, насаждают «сверху» как национальную, по сути утверждая стагнацию человечества во времени общинно-родового строя. 

Фото: ru-an.info

Источник: Ваши Новости


Комментарии

Добавить комментарий

Ваше имяимя (ник) для отображения
E-mailне показывается на сайте
Комментарий
Введите код  цифры кода

Новости - Календарь
ПНВТСРЧТПТСБВС
010203
04050607080910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Реклама


Новости по годам

2024

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь,

2023

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2022

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2021

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2020

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2019

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2018

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2017

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2016

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2015

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2014

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2013

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2012

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2011

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2010

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь