«Великая страдалица»

23 июня 2017 год, 14:53
«Великая страдалица»

«Курица не птица, баба не поэт», — говорил Николай Заболоцкий об Ахматовой. Суждение, конечно, очень резкое, категоричное. Однако и в нем можно отыскать рациональное зерно: женская лирика — совершенно особое поэтическое ответвление, предназначенное, как правило, исключительно для женского же чтения.

В отличие от мужской поэзии, которая таких половых отличий не знает. Справедливости ради стоит сказать, что и среди женщин есть поэты, та же Цветаева, к примеру. Но в чем парадокс: стать поэтом — значит перестать быть женщиной. Эту линию вполне целесообразно продолжить: стать поэтом — перестать быть человеком.

Быть поэтом — это не значит только писать стихи, пусть даже очень хорошие стихи. Хотя писание стихов и является определяющим фактором. По крайней мере, с точки зрения стороннего наблюдателя. То, что является наглядным доказательством твоей принадлежности к «служителям Аполлона». В действительности, стихи — это не более чем следствие: чтобы писать, нужно иметь то, что необходимо выразить. В свою очередь, эта необходимость является следствием неприятия того, что есть — реальной жизни, желания чего-то большего.

Путей, на которых это желание реализуется, не так уж и много. Все они отнюдь не новы. И, соответственно, на всех уже стоят указатели, знаки, существуют «дорожные» карты, выработаны свои каноны движения. И поэтический путь не исключение.

Движение по этому пути накладывает на идущего свои обязательства, правила, требования и нормы, которые частенько совершенно не согласуются с принципами «нормальной» жизни. И одно из незыблемых заповедей становления великого поэта — это создание великого мифа. То есть соединение в одно неделимое целое жизни и творчества. Причем, чтобы эта жизнь стала «приемлемой» для такого единства, ее сначала необходимо качественно изувечить. Превратить в материал. Поэтому Бодлер и говорил: «Настоящие художники не обращают внимания на современников. Они выпендриваются перед вечностью».

Создать миф — жить с оглядкой на вечность. Говоря по-другому, творение мифа — это создание исключительной биографии, которая находит свое подтверждение в слове. Соотносится с поэзией как тело с душой. И именно в этом смысле и стоит понимать фразу, что стать поэтом — значит перестать быть человеком.

У современников было немало претензий к Анне Андреевне как к человеку. Впечатление в целом она производила на многих довольно неприятное. Николай Пунин, ее второй муж, вспоминал: «Но она невыносима в своем позерстве, и если сегодня она не кривлялась, то это, вероятно, оттого, что я не даю ей для этого достаточного повода». Ему вторит и Эмма Герштейн («Тридцатые годы»): «Впоследствии я часто замечала, что перед женщинами Анна Андреевна рисовалась, делала неприступную физиономию, произносила отточенные фразы и подавляла важным молчанием. А когда я заставала ее в обществе мужчин, особенно если это были выдающиеся люди, меня всегда заново поражало простое, умное и грустное выражение ее лица. В мужском обществе она шутила весело и по-товарищески». Не отстает и Игн. Ивановский («Анна Ахматова»): «Есенин признавался, что, когда он смотрел на Блока, с него капал пот, потому что перед ним был настоящий поэт. Примерно так же я относился к Анне Андреевне. Она это видела и, будучи натурой сложной, многогранной, поворачивалась ко мне соответствующей гранью. Богиня так богиня».

Таких примеров можно привести великое множество, суть их будет неизменна: Ахматова постоянно играла роль. Позировала. Работала на биографию. На создание мифа «Великой страдалицы». Чему доказательств — тьма. Из письма Ирины Грэм — Михаилу Кралину (М. Кралин «Артур и Анна»): «Я не прощу Ахматовой то змеиное вероломство, с которым она свела свои личные и литературные счеты с Блоком, опершись на авторитет «страдалицы». Или: «Когда в Ленинград приехал Роберт Фрост, на даче у Алексеева-англиста была устроена его встреча с Ахматовой. <…> Профессор Рив, участвовавший во встрече, <…> написал об Ахматовой приподнято: «Как величава она была и какой скорбной казалась», — пишет в своих воспоминаниях Анатолии Найман («Рассказы о Анне Ахматовой»).

Величие стало неотъемлемой частью ее «сценического образа»: «Думаю, что она учит достоинству». — «Достоинству? — вдруг возмутился Иосиф [Бродский]. — Она учит величию!» (Д. Бобышев «Я здесь»). А как же иначе, без величия-то, когда каждый поступок, каждый жест, реплика предназначались истории литературы: «Откуда-то с самых ранних лет у нее взялась мысль, что всякая ее оплошность будет учтена ее биографами. Она жила с оглядкой на собственную биографию… <…> «Все в наших руках, — говорила она, — Я, как литературовед, знаю…» <…> Красивая, сдержанная, умная дама, да к тому же прекрасный поэт — вот что придумала для себя А.А.» (Н. Я. Мандельштам «Из воспоминаний»). Или: «Она заботилась о посмертной жизни и славе своего имени, забвение которого было бы равнозначно для нее физической смерти» (О. Фигурнова «De memoria»). Или: «…Никогда не забывала она того почетного места, которое ей уготовано в летописях русской и всемирной словесности» (К. И. Чуковский «Из воспоминаний»).

Да, образ складывается не самый положительный. Ну и что из этого? Анна Андреевна сотворила миф о самой себе, миф «Великой страдалицы», подкрепив его своей поэзией. И, надо отдать должное, подкрепив достаточно мощно. Ее внушительный вклад и влияние на русскую поэзию — очевидны и не подвергаются сомнению. Что еще надо? Анна Андреевна реализовала в жизни все, что хотела, стала тем, кем хотела. Ахматовой. Поэтом (она обижалась, когда ее называли поэтессой), которого знает не только вся Россия, но и весь мир. И здесь еще один парадокс: поэтом, несмотря на то, что выразила как раз женскую суть. Формально ее творчество — яркий образчик именно женской лирики, но при этом она — поэт. Можно сказать, что она сделала невозможное. Какие могут быть претензии? Только поздравления. Тем более, что сегодня они актуальны как ни в какой другой день. Поскольку сегодня, 23 июня, правда, 1889 года, и появилась на свет Аня Горенко, которой суждено было сделать из себя поэта Анну Ахматову. 

Фото из свободного доступа сети Интернет.

Источник: Ваши Новости


Комментарии

Добавить комментарий

Ваше имяимя (ник) для отображения
E-mailне показывается на сайте
Комментарий
Введите код  цифры кода

Новости - Календарь
ПНВТСРЧТПТСБВС
010203
04050607080910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Реклама


Новости по годам

2024

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь,

2023

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2022

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2021

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2020

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2019

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2018

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2017

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2016

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2015

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2014

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2013

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2012

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2011

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2010

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь