Борис Куликов: Новгородчина больна анорексией (комментарий к интервью с Габитовым)
Дамы и господа! Интервью со мной вызвало противоречивые отклики. С любезного согласия редакции я позволю себе уточнить один момент – моё предложение поменять систему.
Для удовлетворения наших потребностей в современном мире существует две системы – базис (экономическое пространство) и политическая надстройка («политика – концентрированное выражение экономики». В. Ленин.»). Эти две системы должны развиваться гармонично, уровень развития надстройки должен соответствовать уровню развития базиса. Надо сказать, что сегодня уровень развития надстройки значительно выше уровня развития базиса. Это противоречие, вызванное нежеланием людей во власти и элиты свернуть со «своего, особого пути развития», особенностью которого является отрицание мирового опыта по строительству экономического пространства и заменой этого опыта аморальными экономическими отношениями собственного изобретения, уже два раза приводил к развалу России в 1917 году, а потом СССР в конце прошлого века. Сегодня мы втянулись в третий кризис, который, если не успеем сделать фундаментальные изменения, которые позволят наконец-то развивать экономическое пространство и гармонизировать его с политикой, выльется в очередной развал России. Именно эту систему аморальных экономических отношений, за века сложившуюся на территории России и приводящую к противоречиям, которые разрешаются только кровью, я и предлагаю поменять.
Неожиданной иллюстрацией своевременности моих предложений послужило интервью первого заместителя губернатора Александра Габитова, опубликованное вслед за моим. «У нас в Новгородской области не очень богатая экономика, нет углеводородов, и можно что-то делать, если привлечь сюда инвесторов, федеральные средства, новых жителей, туристов». То есть человек, отвечающий за развитие экономического пространства Новгородчины, как и его начальник Сергей Митин, не видит внутренних возможностей развития региона и все свои чаяния связывает с внешними источниками. А вымирание населения, замирание территорий, разрушение инфраструктуры и нищета народа обусловлены только отсутствием углеводородов. Эти убеждения основываются на устаревшей экономической теории, которую господин Габитов изучал в СПбГУ. Напомню, что в 2010 году в интервью «РГ» помощник президента по экономике г. Дворкович совершенно справедливо заявил, что «сегодня нет современной экономической теории и науки». Мнение достаточно авторитетно. А если нет теории, то по каким законам строится российское и новгородское экономическое пространство? Я же предлагаю новую экономическую теорию с новой природой стоимости, цены, денег, доли.
Приведу ещё цитату из интервью Габитова о принципах развития региона: «главное – это системное развитие инфраструктурно обеспеченных площадок, второе – кластерное построение экономики. Желательно, чтобы большинство добавленной стоимости оставалось на нашей территории. Третье – создание новых точек роста в районах». Видно, что предлагается создание не единого, органично связанного внутренними возможностями региона экономического пространства, а что-то точечное, фрагментарное. «Точки» же и кластеры, при отсутствии права выбора: идти работать по найму или создать свой бизнес (напомню, что по возможностям создать свой бизнес мы находимся на 180-ом месте), становятся резервациями. Именно против таких «рабочих мест», при отсутствии конкуренции превращающихся в рабские, я и выступаю. Внутренний же энергетический потенциал Новгородчины не уступает иным – финскому, шведскому...
Для рынка важна энергия, а не её форма, воплощённая в стоимость. Поэтому на нашей территории мы можем изготавливать стоимости со 100%-ым своим участием и получать 100% их цены. И это стоимости, прежде всего, получаемые с полей. Особенностью этих стоимостей являются устоявшиеся технологии, короткие цепочки по их изготовлению, ликвидность. К этим стоимостям относится и молоко. Нам нужно не «точечное развитие районов», а создание условий для возникновения на зарастающих полях хозяйств, как у Надежды Петровны, у которой губернатор покупает молоко, и которые позволят загрузить и простаивающие заводы, и создать новые по изготовлению необходимого для содержания таких хозяйств.
Поставить конкретную задачу – за два года создать условия для возникновения 1000 таких хозяйств. С передачей земли в частную собственность. Моя соседка 7(!) лет бьётся за перевод земли в частную собственность. Сколько прошла судов, сколько чиновников, а конца не видно. Между тем за последние 3 года администрацией области затрачено на «подъём» молочного животноводства 400 млн. руб., а оно продолжает загибаться. Впору прокуратуре заинтересоваться, куда денежки пошли! Практически любой экономический проект, осуществляемый в регионе, имеет ущербность. Порождено это волюнтаризмом при принятии решений о реализации проектов, полнейшей безответственностью исполнителей этих проектов и, главное, тем, что они органически не вписываются в экономическое пространство региона и каждый существует обособленно. Но в регионе упорно продолжается строительство этой, доказавшей свою несостоятельность, модели экономического пространства.
Вот против такой экономической системы, построенной на волюнтаризме при принятии решений, безответственности чиновничества, отсутствия экономической и политической конкуренции, права выбора между работой по найму и создания своего бизнеса я и выступаю. Предлагаю же испытанную человечеством и временем органичную модель экономического пространства, построенную на ответственности миллионов собственников, а не одного безответственного вице-губернатора или губернатора. Сегодня Россия и Новгородчина больны анорексией. Без кардинальных мер будем продолжать истощаться. Нам же, как креатив, подсовывают картины маслом, праздники. На этом креатив у региональной власти и заканчивается. Сегодняшние наши руководители себя исчерпали.
Некоторые сомневаются, что система с частной собственностью и свободным обменом стоимостями у нас работать не будет. Модель экономического пространства едина для всех во все времена, в том числе и для России. Фрагмент этой модели на российских землях был испытан Петром Столыпиным. Результат превзошёл все ожидания, за что автор был убит. И в те времена власть и элита не хотели менять существующую систему, позволяющую вести ей безбедный и безответственный образ жизни. Смена системы – не акт, а процесс, весьма длительный. Быстрого результата ждать не приходится, поскольку экономическое пространство инертно. Но если не начать что-то менять, будем продолжать терять то, что имеем. Главное, если менять, то не доводить до абсурда, на что мы способны. И помнить, что человека воспитывает среда, а не наоборот. Предлагаемые меры и создадут среду, в которой будут воспитываться нормальные люди, а не нравственные уроды, севшие в кресла прокуроров, генералов, судей, губернаторов, министров… «Кто в клетке зачат – по клетке плачет» сказал поэт. Пора нам менять клетку на ветку.
Кстати, хочу отметить, что интервью с Александром Габитовым получилось очень интересным. Прежде всего, откровенностью, которой добилась Ольга Лаврова. Не вызывают сомнения личные качества вице-губернатора, можно усомниться в его профессиональных возможностях. Хочется надеяться, что этот цикл публикаций продолжится и мы прочитаем столь же интересные интервью и с другими вице-губернаторами.
Источник: Ваши Новости