Две беды: крепкий практический ум чиновника и… дороги.
И возьмем в руки баян: «В России две беды: дураки и дороги», — это высказывание, приписываемое Н. М. Карамзину, давно уже вошло в «золотой фонд» прописных истин. Действительно, добрую половину проблем России-матушки можно свести к этим двум пунктам. Но если первый обладает определенной относительностью, так как умственные способности, как ни крути, подвергаются объективной оценке с трудом, взять хоть того же Эйнштейна, которого в детстве считали чуть ли не умственно отсталым, то со вторым все совершенно ясно и ни в каких подтверждениях он не нуждается. Поскольку этих самых подтверждений — тьма.
Сразу же вспоминается август прошлого года, когда в Туве ливни размыли дороги в Монгун-Тайгинском и Овюрском районах, а также на трассе по направлению в Эрзин. Или конец апреля текущего года, когда обильные дожди нанесли нехилый урон городским автодорогам Азова. Или… но зачем далеко ходить, когда у нас, в Новгородской области, ливневые дожди так «прошлись» по дорогам, что в Любытинском, Окуловском и Крестецком районах уже который день разбираются с последствиями.
Нет, с официальной точки зрения дороги, безусловно, «невинны» — во всем виноваты дожди и, соответственно, водопропускные трубы, которые не выдержали свалившейся на них нагрузки. А вот асфальт был, что называется, высшей пробы. Особенно, что касается технологий укладки. Возможно, все и соответствовало стандартам, хотя в это и верится с трудом, но вот чему соответствуют эти самые стандарты — большой вопрос.
Посудите сами: за окном почти конец первой четверти двадцать первого века, нанотехнологии, космические спутники и прочая, и прочая — прогресс семимильными шагами, а вот дороги, стоит пройти крепкому дождю, расползаются, как старая тряпка. Это наводит на определенные мысли. Например, что все эти стандарты и прописываются с таким расчетом, чтобы ремонтные работы в графе «расходы» стояли на первом месте. Подряды на ремонтные работы и строительство новых дорог, которые через год-два придется латать, как старый лапоть — дело очень прибыльное. Деньги в этом бизнесе крутятся очень немаленькие. А для рядового, простого человека, говоря откровенно, просто фантастические. Такие, что и вообразить невозможно. Как бы в насмешку, учитывая скудную зарплату и уверенно ползущие вверх цены.
Так, в 2013 году бюджет федерального дорожного фонда РФ дошел до отметки 450 млрд рублей. И что получается? А то, что Россия вбухивает в ремонтные работы и строительство дорог почти в три раза больше, чем на космические программы, и всего на одну десятую меньше, чем на здравоохранение. Представьте себе: стоит только на один год приостановить финансирование этого сектора, и Россия смогла бы без всякой помощи, самостоятельно профинансировать строительство Большого адронного коллайдера — ускорителя заряженных частиц, считающегося самой крупной экспериментальной установкой в мире — стоимость которого составила примерно 8-10 млрд долларов. Чтобы потянуть такую задачу, в один проект пришлось объединиться более ста странам. Вот они, чаши весов: на одной сто стран, а на другой — Россия с одним только бюджетом федерального дорожного фонда.
Нужно обладать чистым сознанием ребенка, чтобы считать, что все эти средства до копейки идут по назначению. Ясно, что львиная доля где-то оседает, как тяжелая примесь при дистилляции. И, соответственно, чем больше поток, тем больше объем примесей. А что может быть эффективнее для создания такого потока, чем неэффективное строительство?
Объективности ради все же отметим, что в ряде случаев действительно перед разбушевавшейся стихией не устоять ни асфальту, ни кирпичу. Даже сверхпрочным. Взять хоть ту же Каталонию, где 30 июня этого года в городе Жирона настал самый что ни на есть настоящий ад: мощный град буквально за полчаса «украсил» улицы громадными сугробами и водой по пояс, так что спасателям даже на следующий день пришлось откачивать воду из подвалов и подземных паркингов, сообщает ABC.es.
{youtube https://youtu.be/yWZkvs86xIY}
Возможно, ситуация с Новгородской областью обстоит подобным образом? Возможно. Но если в случае с Жироной верится, что силам природы было просто нечего противопоставить, то в случае с теми же Любытинским, Окуловским и Крестецким районами — почему-то нет. Видимо, потому, что обозревали дороги и до дождей. Имели опыт. И по опыту можно предположить, что вся проблема в русском «авось»: авось пронесет, авось выстоим. Конечно, выстоим, тут никакого скепсиса быть не может. Но не пронесет. Точнее, уже не пронесло.
Но дело тут далеко не в пункте номер один, не выйдет все свалить на этот пункт. Это «авось» к нему касательства никакого не имеет. Оно совершенно другого свойства, обусловленного, наоборот, наличием крепкого практического ума. Который просто необходим в очищении денежного потока от тяжелых примесей: авось простоят дороги до следующего руководства, поколения и т. д. Авось на наш век хватит. Поэтому что попусту деньжищами-то разбрасываться, когда им можно найти гораздо более лучшее применение? А вот и еще один баян, уже столько раз подводивший российских чиновников.
При написании статьи использовались материалы с сайта www.rbc.ru.
Источник: Ваши Новости