Николай Новичков: «Нужно бежать во все стороны!»
Кто наши туристы и где они обитают? Туризм для бюджета или бюджет для туризма, что важнее? Какие амбиции у новых руководителей правительства области? В чем сила земли Новгородской и можно ли ее монетизировать? И что ждет туристический потенциал Новгородчины через 5 лет? Об этом и многом другом с советником по туризму губернатора Новгородской области Николаем Новичковым мы и пообщались.
– В чем заключаются трудности в Вашей работе на Новгородчине?
– По ряду признаков в небольшом регионе работать всегда сложнее, чем в области или крае, скажем, с миллионным столичным городом. Основное отличие, конечно, состоит в ёмкости рынка. В небольшой области ты не можешь сразу запустить, например, большие культурные мероприятия: они сложнее выходят на самоокупаемость и самостоятельное существование. В современной культурной политике нельзя уповать только на государственное финансирование, нужны частные инвестиции. Но, как говорится, всё преодолимо. Главное – начать.
Вот, запустили в этом году фестиваль «КИНОпробы», в жуткий холод и дождь в Окуловку приехало больше 10 тысяч человек. В следующем году ожидаем порядка 30-40 тысяч.
– А как Вы относитесь к упрекам в адрес новой команды по поводу «приезжих» и «варягов»? Задевает ли?
– Просто стараюсь не обращать внимания. Если человек родился, скажем, в колонии, то что, это теперь штамп на всю жизнь, а родина – зона? Это такая форма, не побоюсь этого слова, расизма - кто и где родился. Надо определиться, ты за сегрегацию, за определение корней или цвета кожи, или ты за демократические ценности.
Я – за демократические ценности. Я живу в Новгороде и считаю себя новгородцем, даже если кто-то относит меня к «варяги».
– Сформирована ли уже целостная картина перспектив туризма в Новгородской области?
– В целом – картина есть, о туристической привлекательности Новгородской области я могу уже что-то говорить.
– Например?
– Например, область выгодно расположена между двумя столицами и недалеко от аэропорта Пулково, где происходит въезд иностранцев во всю Россию.
Во-вторых, в Новгородской области ни с чем не сравнимый элемент культурного наследия, богатая история. Наш регион мало кому в этом уступает.
И, в-третьих, в Новгородской области много рекреационных ресурсов, которые можно использовать для тех же самых москвичей и петербуржцев. Для отдыха, например, в выходные дни.
Это три основные элемента привлекательности, которые можно обозначить сразу.
– А для чего нам вообще нужно повышать туристический потенциал?
– Он нам необходим для бюджета, для заработка жителей, для создания условий развития других отраслей экономики. Туризм ведь не является чистой отраслью в экономике – это комплексное экономическое явление. С ним связаны и вопросы с транспортом, и с гостеприимством, и вопросы городской инфраструктуры. Это направление действительно одно из самых важных, если не самое важное.
Туризм не только «тащит» за собой другие, смежные отрасли, но и стимулирует инвестиции в регион. Среди туристов могут быть потенциальные инвесторы. Часто бывает, что человек приехал в регион отдыхать, а ему территория понравилась так, что он захотел открыть здесь какое-то предприятие. Не сказать, что это типичное явление, но такие случаи действительно бывают.
– Есть ли уже такие инвесторы?
– Мы работаем. «Какие-то» инвесторы есть, есть даже новые инвесторы. Пока раскрывать карты не буду. Мы стараемся стимулировать приток инвестиций в разные сферы, ведь суммы для открытия ресторана или открытия тематического парка разные, а заниматься надо и тем, и тем. Опять же, из-за того, что туризм явление комплексное – бежать нужно «во все стороны». Сказать, что сейчас важнее заниматься туристическими маршрутами – согрешить против истины. Все нужно делать одновременно.
«Среди иностранных туристов преобладают жители Китая»
– Чем помогает бюджет?
– Понятно, что нужно использовать те бюджетные возможности, которые сейчас есть. Суммы, прямо скажем – скромные. Но эти возможности позволяют с инвесторами, по крайней мере, разговаривать.
– Кто же наши туристы? Есть ли они?
– Туристы в Новгородской области, конечно, есть. И если смотреть по Великому Новгороду, то туристов сюда приезжает больше, чем живет новгородцев. Это уже и есть признак туристской территории. Новгород как город уже является туристской территорией. Новгородская область пока не является, но тоже цифра сопоставимая. Если у нас живет порядка 600 тысяч, то приезжает порядка 450 тысяч человек. Это статистика 2016 года. Поэтому сказать «турист не едет» – тоже нельзя. Понятно, что нам нужен качественный рост, я надеюсь, что мероприятия, которые мы реализуем в 2017-2018 – 2019 годах дадут этот рост. Это программа первоочередных шагов на первые полтора года, это нужно реализовать, чтобы 2019 год отличался.
– Действительно ли то, что к нам больше едет гостей из Китая? Почему так?
– Среди иностранных туристов – да, преобладают жители Китая. Это действительно так. Между Китаем и Россией действует безвизовый режим для организованных групп, поэтому им так удобней приезжать. При этом мы понимаем, что в группе турист оставляет меньше денег на территории, которую посещает. Он заключает договор с туроператором еще у себя в стране, и деньги остаются у оператора. Поэтому мы больше заинтересованы в так называемых туристах–индивидуалах, которые сами организовывают свой отдых.
– Значит, большое количество туристов едет к нам в группах, а «индивидуалов» мало?
– У нас классический синдром Египетских пирамид, вот они есть – и слава Богу! Необходимо сформировать желание ехать к нам. А оно формируется именно модой на регион. Должно быть модно ездить в Новгород! Будет мода – поедет платежеспособный сегмент.
– Звучит слишком пафосно…
– А по-другому нельзя. Если мы хотим работать на глобальных рынках, мы должны ставить амбициозные цели.
– Но ведь для этого необходимо приводить в порядок дороги, здания, транспорт и так далее, разве нет?
– Одно за другим следует, но в 21 веке информация и образ первичны, а инфраструктура – вторична. Будет спрос – будут инвестиции – будут деньги на обустройство. Поэтому туризм – это такая комплексная история по созданию моды на регион. Если регион будет модным, то будут развиваться все отрасли экономики. И, по большому счету, задача туристской администрации – сформировать устойчивую моду на Великий Новгород и Новгородскую область – это самое главное.
– Возвращаясь к туристам–индивидуалам… Как их привлечь? Может быть, событийный туризм?
– В том числе. Вот сейчас, я уже говорил, провели фестиваль «КИНОпробы» – порядка 5 тысяч человек приехало только из Санкт-Петербурга, несмотря ужасную погоду. На следующий год планируем продлить его до трех дней.
Уже сейчас проводится работа над «Новгородским Торгом». Мероприятия проходят регулярно, а с 11-12 августа и до конца месяца, будут идти «нон-стоп». В 2018 году хотим, чтобы весь август у нас шли разнообразные мероприятия, новгородцы взяли за правило на них ходить, а туристы посещать. Месячный формат хорош тем, что туда можно приехать в любое время.
– А после выборов Вы продолжите работу в регионе?
– Конечно, продолжу. Для меня это вызов: попытка сделать то, что никто до нас не делал. И я, в данном случае, говорю не об области, а о стране. Мы, например, создали первый в своём роде институт развития туризма в России – Туристический офис «Русь Новгородская». Результаты скоро будут, и это только начало.
– В туризме ведь нельзя играть в одни ворота. Эта деятельность еще и совместная. Какой Вы отдачи ждете? Нужна ли Вам помощь от жителей?
– Действительно, если говорить о помощи, то необходимо появление новгородского предпринимателя, который поверит в развитие туризма. Недавно я был в Демянском районе, где все основные работающие бизнесы, связанные с туризмом, организованы не новгородцами. Мне нужно, чтобы местные предприниматели захотели делать бизнес в этой сфере. Почему этого не происходит, мне непонятно. Мы в свою очередь готовы заниматься продвижением этой продукции, создавать условия. Мы готовы и обучить, помочь в изучении рынка.
Я всегда открыт к диалогу с людьми, которые хотят открыть новый бизнес в сфере туризма или поднять старый.
– Новгород через 5 лет? При хорошо проделанной работе, – каким Вы его видите?
– Точно не хочется, чтобы он был дальней дачей Петербурга. Я его вижу современным городом, с ярко выраженным русским образом, с наличием развитых городской, гостиничной, транспортной и других инфраструктур. С наличием востребованного университета. И, безусловно, с наличием широкой линейки возможностей для самореализации жителей. К этому будем стремиться!
Источник: Ваши Новости