Этнографическая программа «Егорий Вешний. Первый выгон скота» в Витославлицах
6 мая 2011 года с 13.00 до 15.00 Новгородский музей-заповедник приглашает в Музей народного деревянного зодчества «Витославлицы» на этнографическую программу «Егорий Вешний. Первый выгон скота». Программа мероприятия включает: обряды первого выгона скота; ритуальное «закармливание» лошадей, коз и гусей; игры с пастухом и подпасками; весенние хороводы и деревенские игры; фольклорно-этнографические представления народных коллективов; мастер-класс по лепке обрядового печенья из соленого теста; «Егорьевскую трапезу» - угощение пирогами, пивом и квасом.
Егорьев день (Егорий, Юрьев день) - народное название двух церковных православных праздников, дней памяти святого великомученика Георгия Победоносца. В народе говорили: "На Руси два Егория: один холодный, другой голодный". Первый - Егорий Вешний ("Летний", "Теплый", "Голодный") - отмечали 23 апреля/6 мая.
В представлениях простого народа святой Егорий часто выступал как зачинатель весны, способствовавший весеннему очищению и обновлению природы. Егорий считался покровителем диких зверей и хранителем домашнего скота. В распространенных легендах св. Георгий охраняет домашний скот, помогает пастухам или наказывает их за провинности и нерадивость, он же повелевает волками, распределяет им корм, указывает, какое животное они могут съесть: «У волка в зубах – Егорий дал».
Весенний Егорий был днем выгона скота в поле. В народном сознании прочно укрепилось, что первый раз выгонять скотину в поле надо обязательно на Егория. Крестьянское поверье гласило, что в этот день Георгий сам пасет скот. Обрядность первого выгона состояла из нескольких этапов: обход скота хозяевами во дворе, ритуальное кормление скота, выгон скотины в стадо, обход стада пастухом, одаривание пастуха и трапеза пастухов и хозяев на выгоне. Основной целью ритуальных действий первого выгона было обеспечение сохранности скота в течение пастбищного сезона и получение от него прибыли и здорового приплода. Выгон скота совершался торжественно, как это и соответствовало значению данного события в хозяйстве. Обряд начинался обходом на дворе и разделялся на две части: в решето ставили икону св. Георгия, свечу в подсвечнике, окрашенные в луковой шелухе яйца, пирог и, приложив к груди решето, обходили скотину во дворе вокруг три раза. Обряд обхода во дворе совершался молча или с произнесением каких-либо слов или заговоров. В них содержалась просьба, адресованная Егорию Храброму, сохранить скотину.
Повсеместно существовал обычай ритуального кормления скота перед выгоном особым хлебом, испеченным в Чистый четверг. Хлеб обеспечивал приплод, силу и здоровье. Хлеб, скармливавшийся скоту, имел разную форму и название. В него могли запечь и клочки шерсти животного. Так, на севере Новгородской губернии скоту в Егорьев день скармливали "колобок", который хранили с Чистого четверга или с Масленицы. Вместо печеного хлеба животных иногда кормили зерном, веря, что в этом случае скотина будет держаться вместе. Наиболее часто с этой целью использовались зерна ржаного или овсяного снопа, сжатого последним. Большое внимание в Егорьевской обрядности уделялось яйцу. Считалось, что оно обеспечивает плодородие скота. Выгоняли скот в поле освященной веткой вербы. Смысл заключался в передаче здоровья от сильного расцветающего дерева скоту. С охранительной целью у ворот зажигали можжевельник – верес.
В первый день выгона скота пастухи играли особую роль. Они магически воздействовали на стадо, преследуя цель его сохранения. Поэтому практически повсеместно совершались круговые «обходы» стада пастухом в поле. Выгнав стадо за деревню, пастух обходил его трижды, имея при себе заткнутый за пояс топор, замок, яйцо и записанный на бумаге заговор – «обход». По мнению крестьян «обходы» обладали колдовской силой: одни сохраняли скот от нападения зверей, другие предметы с наговором обхода опускали в воду, чтобы увеличить молочность коров (например, ветки вербы). Обход скота дополнялся и другими действиями и предметами, которым приписывались магические свойства. Так, например, замок - неизменный атрибут пастуха - по крестьянским представлениям запирал пасть волку. Так же при обходе пастух подпоясывался поясом, который играл роль оберега. Существовало поверье, что скотина будет держаться к дому так же близко, как пояс к телу. После окончания обхода в некоторых районах, в частности, в Крестецком и Боровичском было принято стрелять из ружей, только в первом случае стреляли охотники, а во втором сам пастух. После почти двухсот дней стойлового содержания выгон скота в поле был событием торжественным и ответственным.
Пастухов за обход надо было обязательно отблагодарить, почествовать. Это являлось обязанностью хозяек, которые, празднично одетые, с узелками с провизией в руках, отправлялись за скотом в поле. Пастуха одаривали яйцами, пирогами, мясом, сладостями, выпивкой и деньгами. Пастух часто выставлял на выгоне две корзины, куда полагалось складывать приношения. Принесенной с собой снедью и выпивкой женщины также угощали друг друга после обхода ("поминали"). Пока пастух обходил стадо, они стояли на краю поля и «пели Христа» (Пение Христа), а как только обход был завершен, усаживались вместе с пастухом за трапезу. С одной стороны, хозяева хотели подарками расположить пастуха к себе и к своей скотине, а с другой - дары имели магическое значение. В Демянском уезде Новгородской губернии пастух, сложив угощения и деньги на большое блюдо, обращался к Егорию, символически отдавая (жертвуя) ему приношения. Возвращаясь с поля домой, хозяева обязательно приплясывали, "топтали росу", "юровали", объясняя это: "прыгаем, скачем на поле, чтоб коровы с быками так плясали" или "чтоб хорошая трава скорее выросла".
С Егорьева дня начинались весенние хороводы и молодежные гуляния. В новгородских деревнях Егорьев день часто отмечался как большой праздник, обязательным моментом которого было хождение в гости, называвшееся здесь "гостить о празднике". Накануне крестьяне варили пиво, с которым в день праздника шли в гости к родственникам. Празднование начиналось с того, что хозяин - "большак" рано утром отправлялся в церковь с суслом, которое в этом случае называли "кануном", его на время обедни ставили перед иконой святого Егория, а после жертвовали причту. Там, где Егорьев день был храмовым праздником, его отмечали несколько дней. В первый день хозяева угощались у священника, а во второй - ходили в гости к соседям и родственникам. В некоторых местностях так праздновали целую неделю.
Источник: Администрация Великого Новгорода