Мастера новгородские: Наталья Алёшина - ода Марфе-посаднице
Вот и закончилось лето, подарив, как всегда, множество ярких впечатлений. Одним из них стал прошедший на Ярославовом Дворище в последние выходные августа фестиваль русского костюма «Сарафан».
Свои коллекции современной одежды с этническими мотивами, а также реконструированного костюма представили 13 дизайнеров из Великого Новгорода, Пскова, Санкт-Петербурга и Москвы. И с особой теплотой зрителями были встречены работы нашей землячки, потомственного новгородского мастера-ремесленника, члена союза дизайнеров России Натальи Алёшиной.
Живой отклик у пришедших на фестиваль костюмы Натальи Алёшиной получили не случайно, ведь её коллекция посвящена знаковой для новгородцев личности – Марфе-посаднице. О том, как родилась идея коллекции, какие тайны кроя хранят некоторые элементы одежды наших предшественниц, о неистребимом новгородском духе и о многом другом Наталья Генриховна Алёшина рассказала нам в своей мастерской «Синь-колодец».
- Прежде всего, я, как и мои коллеги из клуба исторической реконструкции «Рать», являюсь участником театра живой истории. Это интерактивная площадка у Ганзейского фонтана на Ярославовом Дворище. Конечно, надо соответствовать. Просто стоять в костюмах «а ля рус» не годится, ведь мы относимся к своему делу с ответственностью, с любовью.
По словам Натальи, ей всегда хотелось сделать линейку новгородского женского костюма разных эпох, для него родилось название «Краса и сила земли Новгородской». Начало всему положили накладные детали: серьги, накладные воротники, многослойные ожерелья, зарукавья*, шитые жемчугами. Именно эти составляющие костюма прежде всего «заводят» мастера:
– В детстве вместо сказок на ночь я листала книгу «Золото скифов», - объясняет Наталья своё пристрастие к украшениям. - Мастерская отца была в моей девичьей комнате (отец Натальи Генрих Алёшин был новгородским художником по металлу – прим. автора), и книги эти были в прямом свободном доступе. Оттуда остались восхищенные воспоминания о многослойных ожерельях – сложных, составных. Все это отложилось в моём детском воображении и навсегда меня пленило.
И вот уже многие годы основная прикладная специализация Натальи Генриховны – украшения в древнерусском стиле, которые она делает из камней, керамики, кожи, металла, текстиля.
- Ну а как подать это всё, ежели нет самой основы? – улыбается Наталья. – Вот и выстроили линейку костюма от IX до XX века, как могли, насколько хватило знаний, средств, сил, материалов. Венчает это всё юмористическое платье «а ля рус» с лоскутным подолом из мужских галстуков. Я всем в шутку говорю, что это галстуки моих поклонников, умерших от любви.
Платье из галстуков – не единственный опыт Натальи в современной интерпретации традиционного костюма. Самый первый костюм, созданный ею еще в 1996 году, был сшит по сантиметру из полосок ткани – лиловых ситцев всевозможных оттенков и назывался «Лиловый вечер». Это был народный авторски переработанный костюм: юбка, шугай** с расширяющимися рукавами, с широкой кокеткой, с нагрудным украшением и тряпичные серьги. Костюм долго выставлялся в Доме народного творчества, а в итоге уехал к новому владельцу аж в Новую Зеландию.
Лоскутное шитье – лишь малая толика в многообразии техник, которые использует Наталья Алешина в создании традиционного костюма. К сожалению, не всё можно повторить в аутентичном виде – некоторых материалов просто не достать. Например, неотъемлемой частью кики*** новгородской является обнизь (ажурная рюша по низу убора, обрамляющая лицо). В старину обнизь делалась из очень мелкого сеченого перламутра – такого сейчас не найти, поэтому Наталье пришлось делать близкую по смыслу имитацию бисером. Однако объем проделанной работы впечатляет, ведь в развернутом виде обнизь, набранная вручную бисером на жемчужной леске и собранная воланом, достигает полутора метров!
В целом головной убор состоял из огромного числа деталей, а полностью праздничное «обмундирование» у богатой женщины весило до 25 кг. Не зря существовала такая фраза «жемчуга огрузили шею», ведь если посмотреть на портреты русских красавиц, там жемчуга на груди в 10 рядов, и этот многослойный убор составлял 3-5 кг.
- Я как мастер по камню прекрасно знаю, какой это вес, - говорит Наталья. - И глядя на этот портрет, думаю, как же она сохраняет такую легкость походки, как пава, нося на шее такую тяжесть?
Вот так непросто приходилось нашим предшественницам. Хотя желание хорошо выглядеть и нравиться мужчинам, конечно, пересиливало все неудобства – что и говорить, женщина – есть женщина. Носим же мы теперь высоченные шпильки из тех же побуждений. Хотя нам проще – в нашем арсенале декольте и мини, а вот новгородкам первых девяти веков второго тысячелетия это было, конечно, не доступно. Однако, женщины, по словам Натальи Алёшиной, все равно ухищрялись, использовали шумящие элементы – такие как бубенцы на бёдрах, издававшие при движении легкие перезвоны, которые не могли быть не замечены мужчинами.
Уже в XVIII веке помогал женщинам выглядеть привлекательнее крой одежды. Например, изюминка кофты обычной новгородской горожанки того времени – десять выточек.
- Даже если нет талии, нет фигуры, в этой кофте она появляется, - замечает Наталья Алёшина. - Кофта сделана на раструб, баска расширяется к низу, и получается форма венецианской вазы. Рукав тоже пошит так, что увеличивает плечевой пояс, с огромным количеством складок, он скрывает объем руки. Таким образом за счет кроя грамотно выстраивается фигура.
Повседневный костюм новгородки XVIII века наряду с другими моделями был выставлен Натальей на фестивале «Сарафан».
Но основой коллекции, конечно, стал образ Марфы Борецкой:
- Во мне образ этой женщины вызвал очень мощный энергетический отзыв, - рассказывает мастер. - Она – настоящая носительница самостийного новгородского духа, вечного, неизбывного, именно того духа, за который ученые горожан-новгородцев средневековья вычленили из просто жителей города в отдельную нацию.
Началось всё, как обычно, с украшений. К Наталье обратились с просьбой сделать серьги для костюма Марфы-посадницы и её челяди. Для наибольшей аутентичности мастер намерено погружалась в атмосферу новгородского XV века, перерыла весь интернет, выискала все портреты Марфы Борецкой:
- Меня интересовало всё: какого она была возраста, какой комплекции, что носила, как у неё сложилась жизнь.
Для женских серёг тогда использовались цветные жемчуга, серебро, эмали, Из доступных материалов Наталья создала коллекцию серёг «Марфа-посадница». Дальше сделала меховую шапку с шелковым верхним покрытием, шитую половинчатым жемчугом, с элементами позолотного шитья. А далее уже сам костюм, одним из элементов которого является накладной воротник, выполненный в технике шитья по бели. Сначала была выкроена основа, потом выплетены (скручены) жгуты из льняных белых нитей, затем эти жгуты выстроены и прошиты по воротнику, и только потом уже сделана вышивка стеклами, жемчугами, гранатами, перламутром. Ну и в завершении пришиты подкладка снизу и завязки.
В этом костюме Наталья не позволила себе никакой «отсебятины», использовав только те камни, которыми работали в XV веке.
- Возможно, в костюме есть ошибки, но я вложила в него душу. У нас нет памятника Марфе-посаднице, а ведь она в жертву принесла не только свою жизнь, но и жизнь всего своего рода положила на плаху в борьбе за новгородскую самостийность. И мне захотелось своей работой оду спеть этой женщине в знак того, что не пропала её жертва, что дух новгородский жив. Да он скукожился, он разбавлен, но он существует и никогда не умрёт на новгородской земле!
Наверное, неслучайно, и дождь к выходу на подиум моделей в костюмах Алёшиной закончился, и на фото с фестиваля девушек в древнерусских нарядах окружают «световые шары». По мнению мастера, Марфа-посадница в тот момент была рядом с ней.
Такую вот мощную историческую память хранит Ярославово Дворище.
И поближе познакомиться с творчеством Натальи Алёшиной можно именно там – в домике около Ганзейского фонтана. Ведь воссоздание традиционного костюма – это лишь небольшая часть того, что делает Наталья Генриховна. Об её основном ремесле – женских украшениях – которого мы сегодня лишь чуть-чуть коснулись, мы обязательно поговорим в следующий раз.
* Зарукавья – это вышитые нарукавники, которые пристегивались на рукава в районе запястий вместо браслетов-наручей.
**Шугай – короткополая кофта с рукавами, с отложным круглым воротником и с застежками, с перехватом и с ленточной оторочкой кругом.
***Кика — древнерусский женский головной убор.
Фото 2, 3, 5, 6, 9,10,11 - Дарья Белоусова
Фото с фестиваля "Сарафан" предоставлены Натальей Алёшиной
Источник: Ваши Новости