«Гоголь. Начало», или Ремейк «Видока» в диканьковском колорите

1 сентября 2017 год, 22:00
«Гоголь. Начало», или Ремейк «Видока» в диканьковском колорите

Опасения и настороженность — вот те эмоции, что определяли мое эмоциональное состояние, когда я шел на просмотр ленты «Гоголь. Начало» Егора Баранова. Разумеется, не без оснований. Во-первых, сразу же всплывал в памяти совершенно провальный «Вий 3D» Олега Степченко и, соответственно, поднимался вполне закономерный вопрос: а не будет ли и «Г. Н.» чем-то подобным? Во-вторых, неплохо склеенный трейлер ассоциативно отбрасывал к «Защитникам», в котором трейлер был единственной смотрибельной частью. И, в-третьих, пугала установка на ТВ и сериальность.

«Г. Н.» — это всего лишь два первых эпизода сериала. Так сказать, «пилот». Следующие три части, также объединяющие по два эпизода каждая, обещают «прокрутить» на больших экранах до конца текущего года, чтобы в следующем уже запустить по ТВ. Стратегия, надо отдать должное, смелая: одним выстрелом — двух зайцев. Учитывая то, что наши, российские кинематографисты часто по одному-то попасть не могут, такой замах, как минимум, вызывает уважение. Ведь создатели далеко не дураки и понимают, что нужно действительно нечто креативное, захватывающее, чтобы вытянуть зрителя в кинотеатр на сериал. А «Г. Н.» —это вам не «Игра престолов». Поэтому надо очень постараться. Здесь известное русское «авось» не прокатит.

Видимо, поэтому создатели и решили начать свой фильм с голой женской «пятой точки». Точнее, сначала с лошадиного крупа, а потом уже перешли на нее — для контраста, надо полагать. Непонятно только — зачем. И это — главный вопрос. Поскольку ее наличие в «непотребном» виде явно было необязательным. Более того: необоснованным. Как показала расправа над ней, обладательницей этой «пятой точки», никаких поползновений сексуального характера злодей не имел. И это единственное обвинение — не зря же оценочная характеристика помещена в кавычки. Ибо какая нормальная хуторянка будет бегать по лесу голой? Да плетьми за такое засекут! Не те времена, совсем не те.

И подобных нестыковочек в фильме не так уж и мало, но акцентировать внимание на них не стоит: навряд ли кто-то будет с таким вниманием смотреть «Г. Н.» — не тот жанр, не те заявки. Куда страшнее другое. Уже в первых кадрах зритель имеет возможность лицезреть главного злодея — с рогами, прорезавшимися в спине вместо крыльев, и, как полагается в подобных случаях, на вороном коне. Интрига, правда, до конца все-таки не раскрывается: антигерой безлик. Черный капюшон надежно скрывает его лицо. Но не составит никакого труда догадаться, кто перед вами — нечистая сила. И здесь совершенно неважно, какие у данной нечисти черты лица. Одной принадлежности к Темному царству — уже достаточно. К тому же образ этого дьявольского всадника — не больно-то оригинален.

На ум сразу же приходит «Сонная лощина» Тима Бертона. Нет, сравнивать, конечно, глупо, и, понятно, далеко не потому, что «Г. Н.» — только два эпизода из восьми. Однако то, что режиссер усиленно «косит» под режиссера «Сонной лощины» — не отметить нельзя. Но выходит, признаться, не очень: все эти набеленные лица в «Г. Н.» выглядят слишком уж искусственно (вне какой-либо связи с искусством!) и карикатурно, говоря только об одном: скромном бюджете. Спецэффекты в картине вообще хромают, если присмотреться. Но не будем о грустном. Продолжим лучше разговор о влияниях.

Детективный сюжет, который, впрочем, очень сильно ослабляет заявленный уже в первых кадрах плохиш на вороном коне, плюс, надо отдать должное, неплохо снятые сцены галлюцинаций Николая Васильевича отсылают нас напрямую к «Видоку» Питофа. Думается, именно этот фильм и послужил основой нашего «Г. Н.», в котором реализуется та же структура киноповествования. Параллели очевидны даже по линии сюжета. Но во французском прототипе, который, к слову, вошел в историю как первый фильм, целиком снятый на цифровую камеру, все более тоньше, напряженней, запутанней. По крайней мере, при первом просмотре оторваться сложно. И главное: не создается ощущения казенщины, шаржа. В отличие от нашего «Г. Н.».

И в этом плане, мне видится, свою отрицательную роль сыграла установка на комедийность. Еще Аристотель в далекой античности определил комедию как легкий, низший жанр искусства. И до сегодняшнего дня эта классификация не претерпела существенных изменений: комедии никогда не подняться до высот драмы. И это, пожалуй, единственный жанр, которому не светит эпитет «серьезный». Грубо говоря, к тому, что вызывает смех — не может быть серьезного отношения. Исключения, без сомнения, есть, но они, как известно, лишь подтверждают правило. Но это не про «Г. Н.».

Однако в фильме должно быть хоть что-то, на чем он мог бы выехать. Если это не режиссура и не сюжет, то, может быть, тогда потрясающая актерская игра, которая перекрывает все минусы? Увы, ей «Г. Н.» может похвастаться в последнюю очередь. Практически все персонажи настолько шаблонны, что играть-то и нечего. А где есть — там не вышло. Взять хоть Таисию Вилкову, воплотившую образ Лизы — девушки, мнящейся нашему протагонисту в видениях: ни грана естественности — сплошная натужность. Невооруженным глазом видно, что Вилкова играет, а это для лицедея — полный провал. Как и в случае с Сергеем Бадюком — тем же безоружным глазом очевидно, что игра — никудышная. И это — самое мягкое, что можно сказать. Вот бандюков у Бадюка выходило играть хорошо, а тут, где хоть немного мастерства и таланта потребовалось, уже все: любительщина так и прет. Как и в случае… Но — буде. Довольно. Перейдем к тем, кто отличился, хоть и не перевесил общий «актерский» минус.

Прежде всего, это Олег Меньшиков, сыгравший известного следователя Якова Петровича Гуро. Кто-то возразит: так ваш Яков Петрович — это чистой воды шаблон, клише! В нем человеческого-то — на кончик ногтя не наскребешь. Соглашусь: шаблон, клише. И на кончик не наскребешь. Так не в этом дело. Дело в уместности и обоснованности. А здесь для образа следователя как раз и требовался ходячий шаблон. Оставалось лишь одно — определиться с тем, кто им будет, не всякий ведь подойдет. Здесь же попадание было снайперским. Тоже самое касается и Яна Цапника — врача-алкоголика, сосланного в глубинку за диссертацию. Бомгарт, так зовут доктора, никаких подозрений не вызывает. Даже то, что он частенько сползает в чистую комедию, не портит дела. Пьяный, добродушный человек, а, тем более, еще и русский интеллигент частенько выглядит смешным, так что Цапник в этом случае воплотил целый тип тоскующей русской интеллигенции. Ну и все. На этом — точка.

А как же Гоголь, Николай Васильевич? То есть Александр Петров? От него — впечатление неоднозначное. Если брать пространство Темного мира, то, скорее, да. А если перенестись в мир человеческий, в Диканьку, то — недалеко ушел от своей обожаемой Лизы: неестественен, пусть и не до крайности, но чтобы главную роль на нет свести — вполне достаточно. Кажется, и создатели это понимали, чем, думается, и объясняется такое обилие его путешествий в иную реальность: надо же как-то фильм спасать! Все-таки еще три эпизода впереди…    

Так что, ничего хорошего в фильме и нет, что ли? Как же, есть: идея, сдутая у Питофа с ремарками Бертона. Точнее, идея поместить писателя в пространство своих же произведений и все это закрутить наподобие «Видока». Причем не просто писателя, а самого Гоголя. Чем возбудить — или хотя бы попытаться — интерес у массовой аудитории к этой персоне. Не будем забывать и о просветительской функции искусства: в фильме поднимаются далеко не самые известные подробности биографии классика. То, что в Третьем отделении служил, например, или то, что первый свой литературный — поэтический! — опыт предал огню, как потом — второй том «Мертвых душ». Этим, пожалуй, все хорошее и исчерпывается.

Но — стоп! Все-таки это не художественный фильм в классическом понимании, а два эпизода сериала. А к оному и спрос другой. Сериалы покамест только поднимаются к той вершине, что зовется настоящим кино. Лишь такие сериалы, как «Твин Пикс» или «Молодой Папа» в действительности могут претендовать на серьезное к ним отношение. А мы сейчас говорим о «Г. Н.», чья направленность — сугубо развлекательная. Зрелище, то есть. Отсюда вывод: чтобы скоротать вечерок — вполне подойдет. Но, конечно, хотелось бы, чтобы сразу все серии были в наличии, а не растягивать просмотр на несколько месяцев.  

Фото из открытого доступа

Источник: Ваши Новости


Комментарии

Добавить комментарий

Ваше имяимя (ник) для отображения
E-mailне показывается на сайте
Комментарий
Введите код  цифры кода

Новости - Календарь
ПНВТСРЧТПТСБВС
010203
04050607080910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Реклама


Новости по годам

2024

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь,

2023

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2022

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2021

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2020

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2019

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2018

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2017

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2016

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2015

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2014

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2013

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2012

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2011

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2010

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь