Фотовыставка Марка Назарова «Мамы» потребует от зрителей мужества
Сегодня вечером в Великом Новгороде откроется фотовыставка «Мамы».
Подобрать к ней эпитет не так-то просто. Удивительная, неповторимая, потрясающая, пронзительная, честная, правдивая, настоящая… Какая она? Я знаю: такая, после которой мы станем другими. Может, не все, но многие из нас. Мы выйдем из зала преображенными. Мы по-другому посмотрим на мир. Начнем больше ценить жизнь, наших близких. Поймем, что многие наши проблемы — это полная ерунда. Потому что если сердце не совсем зачерствело и в нем есть хотя бы капелька доброты и сострадания, нельзя остаться безразличным к этим материнским глазам.
Рассказывает Татьяна Чернева, инициатор проекта, психолог, руководитель фонда «Звездный порт»:
«На всем протяжении жизни фонда ко мне обращались мамы и просили средства на лечение детей. Огромные средства. Чем больше я вникала в их жизнь, тем больше понимала, что если бы не мамы рядом, дети не смогли бы в своей борьбе за жизнь и здоровье добиваться тех успехов, которых добиваются.
Мама - главный ресурс для ребенка. Я действительно считаю, что мамы неизлечимо больных детей герои нашего времени. Они жертвуют собой ради счастья детей. Для меня это сопоставимо с тем, как во время войны бросались на амбразуру, чтобы проложить другим дорогу.
Мне захотелось рассказать о них. И я обратилась к Марку Назарову».
Марк Назаров, фотограф:
«Это была идея Татьяны Черневой, за что ей большое спасибо. Правда, Татьяна изначально хотела устроить некую фотосессию мам. Скорее всего, такую легкую фотосессию из ателье. Но я понял, что на самом деле это - большой проект. А я в то время уже стоял на пороге психологической фотографии, когда ты не просто фотографируешь человека, а когда ты с ним работаешь. Когда портрет начинает что-то рассказывать тебе, и ты начинаешь рассказывать через этот портрет что-то свое. И вот я предложил Татьяне создать такой большой проект с психологическими портретами.
Что это означает? То, что человек за час-полтора должен перед тобой раскрыться. Каким образом это сделать? Надо говорить с ним. Задавать те вопросы, говорить на те темы, когда человек перестает воспринимать то, что происходит сейчас между нами. Когда человек вообще перестает воспринимать фотосъемку как процесс.
Приходили мамы… Изначально прописывалось все: в чём, когда и как они должны быть. Ведь речь идёт о женщинах, которые не привыкли заниматься собой. Если у них такие детки, если они не отказались от них и с ними работают, причем работают очень много, если они постоянно с детьми - им ни до чего. Поэтому мамам, конечно, нужен был визаж. Мы договаривались с визажистом, какие разговоры должны быть в это время. Это очень тонкая психологическая настройка: человека нужно было вывести к моменту съемки, чтобы он там начал раскрываться. Не дай Бог раньше. Это точно также, как чайник: если до закипания — будет сырая вода, если после — вода будет выплескиваться на плиту. Надо выдержать.
Во время съемки задавались вопросы.
- Но ведь все люди разные. Наверное, реакция отличалась?
- Да, люди разные. Есть очень зажатые, есть те, кто сидит в своей скорлупке и боится начать движение вперёд. Но всё происходило легко. Мамы раскрывались. Некоторые говорили, что воспринимают это не как фотосессию, а как о беседу с психологом.
К сожалению, я не учёл один момент. Надо было составить договор либо устный, а лучше письменный, о том, чтобы участницы до окончания проекта не разглашали то, что было с ними на съемках. Потому что во второй половине съемок я почувствовал, что люди, которые приходят, готовы. Они собирались, общались, расспрашивали друг друга, какие вопросы им задавали.
Но всё же у каждого своя история. И когда человек погружается в неё, он забывает, о чём его предупреждали. Тема была настолько животрепещущая, что человек расслаблялся.
Был очень живой разговор. Они и плакали, и смеялись. И все эти переживания и эмоции я пытался фиксировать.
- Вам пришлось выслушать столько грустных историй. Это, наверное, было психологически тяжело?
- Это было очень тяжело. После некоторых съемок приходишь и начинаешь что-то делать, а тут я приходил и падал. Это действительно тяжело. Но ничего, всё хорошо.
Когда я начинал этот проект, я приехал из Питера, где наслушался разговоров о проблемах знакомых вроде покупки нового айфона или машины, установки модного приложения, смены тренажерного зала на тот, где тренажеры не английские, а японские и так далее.
С таким настроением я начал слушать людей, которые говорят о подгузниках, о врачах не знающих… Истории о детях, которым вовремя не поставили диагноз. А поставили бы, начали раньше лечить — не было бы таких последствий.
Вот приехала в Новгород девочка из небольшого райцентра. Для неё это столица, и все врачи в её глазах - профессионалы. И она верит им, а они ей ничего не говорят. И в итоге она получает то, что получает, и с этим ей предстоит жить. Муж, который хотел сына, понимает, что это не то, о чем он мечтал. Этот ребенок никогда не научится кататься на велосипеде, управлять машиной. И муж уходит. А тут еще и мама начинает её обвинять. А она не пила, не курила, просто на генетическом уровне что-то не связалось. Ну и плюс никакой помощи от государства. И всё идет одно к одному и может дойти до такой деградации личности, что девочка даже может наложить на себя руки. И даже если нет, вы только представьте: она — молодая, здоровая девчонка, у неё есть свои потребности, но она лишена нормальной жизни, прикована к больному ребенку. А в это время для кого-то главная проблема — поменять пятый айфон на шестой или седьмой.
И когда это понимаешь, то хочешь об этом рассказать.
Истории мам мы записывали, и они будут на выставке в виде текстов. Но я не надеюсь на то, что все, кто придет, будут их читать. Потому что если человек прочтет хотя бы половину, он выйдет воооот с такой головой…
- Этот сложный проект подарил вам важный опыт. Вы готовы им поделиться с другими фотографами?
- Я уже провел семинар в Москве, посвященный этому проекту. Было очень интересно. Люди подходили, расспрашивали. Я не читал по учебникам, не говорил прописные истины. Потому что личный опыт — это бесценно. Я готов провести такой семинар и в Новгороде. И он будет интересен не только фотографам.
Мне в последнее время начинает казаться, что фотография обязательно должна что-то давать. Когда любитель фотографии начинает снимать красивых девочек, то, грубо говоря, получают плюс только двое — фотограф, который нарабатывает своё портфолио, и девочка, которая может похвастаться «ВКонтакте». Всё. А дальше цепочка прерывается. Когда же ты начинаешь заниматься каким-то проектом, появляется идея, мысль, которая может дать новый толчок, которая может привлечь к твоей работе не только «один плюс один», а гораздо больше людей. Она может заставить их по-другому относиться к теме, проблеме и реально помочь.
А помогать-то надо! Это понимаешь, когда женщина говорит, что у нас по закону больному ребенку положено два подгузника в день, а он использует шесть или семь… Или когда мамы называют цены на коляски, говорят о невозможности куда-нибудь поехать… Ведь все это бешеные суммы по сравнению с их пенсиями. Мир раскалывается надвое - есть большой мир капитала, а есть простые люди со своими нуждами. И эти миры не пересекаются. А на самом деле мы живем на очень маленькой планете, которая с каждым днем становится все меньше и меньше, так что раскалываться негоже.
Кстати, благодаря этой выставке мы действительно сможем помочь — все средства от продажи билетов пойдут мамам.
Выставка откроется в пятницу, 8 сентября, в 19 часов в центре «Диалог».
Фотографии предоставлены Марком Назаровым
Источник: 53 новости