«53 новости» выяснили, что за фантастический зверь и почему вышит на кайме ризы преподобного Антония Римлянина
Вчера «53 новости» рассказали о том, что новгородский музей-заповедник представил журналистам на пресс-показе перед новой выставкой ряд древних артефактов, связанных с именами преподобных Антония Римлянина и Варлаама Хутынского.
Среди реликвий была кайма ризы XII века - уникальный памятник средневекового шитья XII столетия. По монастырскому преданию, эта часть богослужебного облачения могла принадлежать самому Антонию Римлянину, одному из самых почитаемых новгородских святых.
У нас вызвала большой интерес загадочная символика, а именно - крылатое существо, искусно вышитое на кайме.
Сотрудники музея ограничились осторожным объяснением, что это фантастические звери у Древа жизни.
Но дело в том, что в христианской символике ничего не бывает просто так. Все несет свой глубокий смысл, значит, и «фантастическое существо» тоже.
За объяснениями мы обратились к преподавателю НовГУ Ольге Тимониной, которая много лет занимается исследованиями вышивки, символики, орнаментов, причем изучает их с христианской точки зрения.
- Это грифон, древнейший символ, - заключила Ольга Юрьевна, увидев фотографии каймы. А затем объяснила, что может означать появление грифона на богослужебном облачении.
В русских книгах такие звери называются грифъ (гривъ). В христианскую символику этот символ вошёл в первый век нашей эры и смотрится в ней весьма органично.
Вспомним слова Апостола Павла, который обратился в проповеди к эллинам: «Ибо, проходя и внимательно осматривая предметы вашего поклонения, я нашёл даже жертвенник, на котором было написано: «НЕВЕДОМОМУ БОГУ». Итак, то, чему вы поклоняетесь, не ведая того, ? это я возвещаю вам».
Подобно тому как Павел, по выражению Иоанна Златоуста «пленил» эту надпись на языческом жертвеннике ради пользы проповеди и во спасение душ язычников, точно также пленены были и некоторые из языческих символов. Вспомним, что у египтян грифон, например, объединил в своем образе льва, олицетворяющего царя, и сокола, который был символом бога неба Гора.
Святитель Исидор Севильский (~560–636), который был полиглотом и знал множество языков, в том числе иврит, греческий и латынь, писал: «Христос есть лев, ибо он царит и обладает могуществом; и орел, ибо после воскресения вознесся на небо». Эти свойства хорошо, как символ, передает грифон.
Таким образом, он служил первым от семидесяти апостолам как знак, помогающий начать проповедь и раскрыть свойства Христа на примере народных преданий.
Кроме того, грифоны - символ хранения Таинств Христовых и сокровища веры, обладающий которыми имеет жизнь вечную и вкусит от плодов райского древа. Именно это и читается в этом конкретном мотиве золотного шитья на ризах святого Антония Римлянина. Кстати Рим, особенно почитал этот знак и в последующие века разделения Церквей, но уже толковал по своему, используя для убеждения в непогрешимости Папы.
Грифоны в христианской символике многоразличны. Каждая деталь в них неслучайна и через неподобие подчеркивает те или иные свойства Христа или Церкви.
Добавим, что таких диковинных зверей можно встретить на стенах Дмитриевского собора XII века во Владимире, Георгиевского собора в Юрьеве-Польском, церкви Покрова на Нерли, а также на вратах Богородице-Рождественского собора в Суздале. Множество подобных существ наполняют заставки и инициалы древнерусских, и в частности новгородских рукописных богослужебных книг. В книге Н. К. Голейзовского «Семантика новгородского тератологического орнамента» есть абзац и о грифоне.
Кайму ризы, украшенной грифонами, а также многие другие реликвии новгородцы и гости города смогут скоро увидеть на грандиозной выставке, посвященной Антониеву и Варлаамо-Хутынскому монастырям, которую готовит Новгородский музей-заповедник.
Фото предоставлено музеем, а также из открытых источников сети
Источник: 53 новости