Что он задумал?
Стратегия Никитина – взгляд из Сколково.
На форуме «Открытые инновации-2017» у Новгородской области не было своего стенда. Его роль в некотором смысле выполнял губернатор Андрей Никитин, запланировано и внепланово появлявшийся на разных площадках и везде вызывавший заметный ажиотаж. Изначально свой в сколковской тусовке, он до сих пор воспринимается здесь, как естествоиспытатель, решивший применить на практике то, что выращивали до этого в лабораторных условиях. Его успех или не успех – во многом показатель для всей команды. Рискованность предприятия тоже понятна: «губернатор небольшого региона, главная проблема которого два пригорода – Петербург и Москва», - пошутил кто-то, представляя Никитина.
Центральное событие форума – марафон открытия детских технопарков «Кванториум» в 17-ти регионах. Церемонию сделали довольно пафосной – символическую кнопку нажимал вице-премьер Аркадий Дворкович. Теперь это и новгородская история.
Зачем нужно было начинать работу в регионе с «Кванториума» Андрей Никитин объяснял не раз и не два. Однако, что именно стоит за расхожей фразой «инвестиции в будущее» лично мне стало окончательно понятно только здесь. Об этом губернатор говорил сначала в открытом интервью проректору РАНХиГС и соавтору (наряду с Сергеем Кириенко) нашумевшего проекта «Лидер» Алексею Комиссарову. На эту встречу в полупустом (9:30 утра!) выставочном павильоне неожиданно собралось несколько десятков человек. Развитие та же тема получила на уже гораздо более кулуарном Пленарном заседании «Инновации в образовании» с участием все того же Дворковича.
Пленарка проходила в библиотеке Международной гимназии «Сколково», под звуки школьных звонков, роль которых здесь выполняют несколько тактов Дашкевича к фильму о приключениях Шерлока Холмса.
Рискну предположить, что не дороги и не медицина, а именно образование и все, связанное с ним, станет стержневой темой правления Никитина. Несмотря на то, что поликлиник и асфальта сегодня в новостных сводках больше, чем школ. Но это пока.
Если попытаться кратко изложить логику нового губернатора – она такова. Главная проблема Новгородской области, угрожающая самому ее существованию – отток населения. Причины его, разумеется, многочисленны и не последнее место среди них занимают дороги с медициной. Но не только поэтому 45% выпускников школ и 35% вчерашних студентов покидают регион навсегда.
Пожалуй, уже сейчас мы в той точке, ниже которой падать некуда. Первая задача – минимизировать фактор тех самых «пригородов» - Петербурга и Москвы. Чтобы выехавшие из отдаленных районов люди, и молодежь прежде всего, начала рассматривать в качестве места жительства не соседние мегаполисы, а Новгород.
Если присмотреться, у абитуриентов не так уж мало бытовых поводов остаться в Великом Новгороде. Как минимум, здесь можно дешевле, чем в столицах, снимать жилье. Однако уезжают. И даже не пытаются поступать в университет имени Ярослава Мудрого – между прочим, наш опорный вуз. По мысли Никитина происходит это в том числе и потому, что отсутствуют связи, сквозные образовательные траектории между средней и высшей школой. И это системная проблема.
«У нас школы находятся на муниципальном уровне, у нас система колледжей находится на уровне региональном, и, в общем, всегда это такая «падчерица» у региональных властей по факту, у нас университеты на федеральном уровне. И никто и никогда не думает о том, как ребенок будет учиться от садика до выхода во взрослую жизнь. И как он будет учиться потом, потому что сегодня не учиться, после того как ты закончил институт, невозможно. И здесь огромное спасибо министерству образования, что вы инициировали вопрос о передаче школ на региональный уровень.
Мы в этом участвуем сейчас, и такой «пилот» будем делать в следующем году, потому что для моей, небольшой по численности Новгородской области, каждый человек – это человек, который должен получить максимум от системы образования. Именно так на нее надо смотреть», – говорит Андрей Никитин.
Разлад не только внутри системы образования но и в ее взаимоотношениях с действительностью. На заседании в Сколкове не скупился на колкости Аркадий Дворкович: «программированию во многих школах у нас учат, как в конце восьмидесятых».
Председатель правления нефтехимического холдинга «СИБУР» Дмитрий Конов вторит: IT-специалистов надо готовить уже в школе, но образование не подстраивается под нужды высокотехнологичного производства. И в целом – школа, как и столетие назад нацелена на передачу знаний. Но в современном мире, где все знания не освоишь и за жизнь, предпочтение надо отдавать не им, а навыкам получения информации.
Никитин вступает в эту полемику с почти что притчей о том, как в Бразилии при нехватке рабочих рук в дельту Амазонки отправляют трейлер со станками и там, на месте, отбирают самых толковых и обучают конкретным операциям. И еще чтению, чтобы в случае чего свериться с инструкцией к станку. Такая вот сверхузкая специализация. «Если целеполагание в образовании полностью возложить на бизнес, получится именно так», – иронизирует он.
По сути вопрос состоит в том, кто должен являться «заказчиком» в современной образовательной сфере. Генеральный директор Фонда новых форм развития образования Марина Ракова считает, что речь должна идти об общественном договоре, где помимо региональных властей и бизнеса ключевое слово должно принадлежать родителям.
Эта мысль хорошо сочетается с идеей Раковой о том, как примирить классическое школьное образование, не слишком удовлетворяющее запросам экономики, с вызовами сегодняшнего дня. Сделать это способны новые формы дополнительного образования – те самые «Кванториумы». Гибкие, легко настраиваемые, дающие так называемые «софт-компетенции»: базовые навыки, позволяющие подстроиться под быстро меняющиеся внешние задачи.
Именно заведения кванторианского формата могут предоставить родителям и ученикам ту свободу выбора, на которую не готова согласиться обычная школа. Но, как ни парадоксально, именно в этот свободный формат проще всего встроить «заказ» со стороны бизнеса, предлагая обучение по тем направлениям, которые отвечают его интересам.
Помимо дискуссий о будущем в никитинской программе форума «Открытые инновации» довольно много настоящего. Подписаны целые пакеты соглашений с «Российской венчурной компанией», Фондом развития интернет-инициатив. Тематика: от создания цифровой картографической основы для управления ресурсами территории (на этом месте должны синхронно вздрогнуть лесозаготовители, сфера добычи инертных полезных ископаемых, да и владельцы элитной недвижимости на берегах рек и озер), до нашумевшего создания зоны Wi-Fi на территории новгородского Кремля.
Практически все проекты предполагают взаимодействие с местными кузницами кадров. В кулуарах Никитин подмигивает журналистам: «Мне, если честно, больше нужно, чтобы они общались с НовГУ, чем их беспилотники и умные счетчики энергии. Железо можно купить на рынке, навыки – только получить».
Из этой фразы становится понятно, зачем новый губернатор затаскивает на территорию проекты Национальной технологической инициативы, предлагая регион в качестве испытательного полигона. «Пилотный» статус позволяет получать новинки бесплатно, и не так уж важно, оправдает ли себя технология блокчейн в учете и распределении медикаментов, или окажется просто модной игрушкой. На то и эксперимент. При этом у нас на глазах в области создается цифровой рынок, на котором будут востребованы выпускники «Кванториумов».
Так точечные инициативы в сфере образования и технологий смыкаются с основной задачей – сохранения населения.
Никитин не устает повторять: в Новгородской области нет нефти и газа. Но есть качественные магистральные каналы связи и избыток электроэнергии. Что означает это сочетание наглядно показал 2017 год. Можно по-разному относиться к криптовалютам. Я, например, склонен думать, что этот рынок – спекулятивный. Однако создание распределенных вычислительных мощностей для любых задач – безусловно перспективная бизнес-идея.
Не просто так все чаще и чаще заходит речь и о комфортной среде. Труженикам цифрового рынка не важна близость к крупным промышленным объектам – свою работу они могут выполнять в любой точке мира. Им нужны хорошие условия проживания, качественный сервис и досуг, удобная логистика, чтобы добираться до столиц. И здесь близость к Петербургу, например, превращается из минуса в плюс. Если, конечно, наконец откроют М-11 и поаккуратнее посреди сезона отпусков будут планировать ремонты на основной трассе.
«Выбор Великого Новгорода, как места жительства, подарит вам ежедневно как минимум два лишних часа жизни – то время, которое вы гарантированно тратите в Москве или Петербурге, добираясь до работы», - проповедует Никитин.
Впрочем, визионерство нового новгородского губернатора никого не должно обманывать. Жители области хорошо помнят: при всей любви главы региона к новым технологиям крупнейший публичный конфликт состоялся у него этой весной с крупнейшим же в стране телекоммуникационным оператором из-за контракта на установку умных видеокамер на дорогах несколько лет назад. Камеры на деле оказались совсем не умными, цена завышенной, аукционы – договорными. Суд постановил сделку расторгнуть. Ее организаторами занимаются следственные органы. Тем, кто мечтает об извлечении сверхприбылей из увлечения власти инновациями был подан четкий сигнал.
Затормозит ли жесткая позиция Никитина в этом конфликте темпы цифровизации Новгородской области? Возможно. Оправдана ли она была? Вопрос приоритетов.
К вечеру рабочего дня сервис Яндекс-пробки окрашивает все дороги вокруг Сколкова в радикально-красный. В этих заторах все равны – и сисадмины и губернаторы. «Все-таки надо было строить такие инновационные центры в регионах», - говорит Никитин, задумчиво глядя на здание сколковской гимназии, при искусственном освещении еще более эффектное.
«Думаю, к 2019 году мы замахнемся на новую школу в Боровичах. Проведем конкурс проектов, чтоб была лучше, чем 36-я в новгородских Ивушках. С ней мы сделали шаг вперед. А надо делать сразу два. Если, конечно, самим Боровичам это будет нужно…»
К слову, заявка на софинансирование строительства новой боровичской школы уже подана в федеральное правительство.
Фото: Сергей Суфтин.
Источник: 53 новости