Константин Демидов: Великий Новгород не может идти по пути городского сепаратизма
В конце октября городским парламентариям предстоит рассмотреть Стратегию Великого Новгорода до 2030 года. При обсуждении документа с новгородцами обнаружилась интересная деталь. Многие, хотя и не все, склонны рассматривать город, как совершенно отдельное образование, у которого всё должно быть только своё. Исключительно свои цели, свои задачи, свой особый путь развития.
Есть, правда, одно препятствие – непонятно откуда для всего этого Своего взять денег. Отсюда и предложения. Нужно вначале взять (точнее, не отдавать) свои деньги, а уж потом на них строить планы. Предложение настолько же простое, как и неверное.
Великий Новгород – не отдельное государство и не существует отдельно от области, столицей которой и является, и от всей Российской Федерации. Город интегрирован в общее пространство, живёт сообразуясь с государственной политикой. Существует областная Стратегия-2030, принятая в 2012 году, в которой прописаны основы и экономической, и социальной политики, и основные направления развития области как субъекта федерации.
Об авторе
Константин Демидов,
заместитель председателя Думы Великого Новгорода.
Роль Великого Новгорода как экономического, промышленного и инновационного центра области отражена подобающим образом и вполне соответствует вектору развития. Потому придумывать новый путь лишь для того чтобы придумать, нет никакой надобности.
Нет надобности и прописывать источники финансового благополучия по принципу «всё отнять и поделить». Недостаточность собственных доходных источников муниципальных образований никто не отрицает и об этом также написано в областной стратегии. Потому и на уровне области, и на уровне государства существует развитая структура межбюджетных отношений, предусматривающая перераспределение финансов не только по принципу передачи конкретным муниципалитетам той или иной части собираемых ими налогов, но и финансирование через реализуемые государственные программы по направлениям стратегического развития. И такие программы, в том числе и долгосрочные, существуют практически по всем направлениям.
Так что механизм финансирования стратегических целей есть. Другое дело, что не всегда удаётся им эффективно пользоваться. Зачастую муниципалитеты просто не знают о наличии тех или иных программ, особенно федеральных, или информацию получают слишком поздно и не всегда успевают вскочить в вагон уходящего поезда. В результате финансирование, вполне вписывающееся и в стратегии развития, и в муниципальные программы, просто не доходит до территории.
Этого можно было бы избежать, если бы на уровне области существовал координационный центр, который обладал бы всей полнотой информации.
униципальные администрации не всегда знают в каком отраслевом департаменте искать информацию о той или иной программе. На такой центр можно было бы возложить и функции «сверки часов» - координации деятельности муниципалитетов по выполнению своих программ развития и областной стратегии в целом. Это хорошо укладывается в принципы стратегического планирования и проектной деятельности.
Такой координационный орган, подобно президиуму совета при президенте Российской Федерации по стратегическому развитию, мог бы быть создан при губернаторе области и обязательно должен включать в себя не только первых лиц, но и рабочие группы. Они будут состоять из представителей администраций муниципалитетов по направлениям, специалистов-экспертов, а может, представителей деловых кругов и общественности. Это позволило бы устранить разобщённость муниципальных образований, не замыкаться им в самих себе при решении стоящих перед ними вопросов и существенно облегчить взаимодействие в рамках межбюджетных отношений по привлечению финансирования.
Иллюстрация: фрагмент картины Сергея Рубцова «Новгородское вече».
Источник: 53 новости