В Старой Руссе может появиться музей романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»
Как сообщает газета «Новгородские ведомости», проектные предложения по созданию в Старой Руссе музея одного романа, вызвали немало споров.
Идея создания литературной экспозиции, посвящённой одному из лучших произведений писателя, обсуждалась уже давно. В 2000-м году методическим советом Новгородского государственного объединенного музея-заповедника (НГОМЗ) был принят тематико-экспозиционный план будущего музея. Под экспозицию предполагалось отдать все шесть комнат второго этажа научно-культурного центра Дома-музея писателя. Но в виду отсутствия финансирования, дальше бумаги проект не двигался.
- Согласитесь, говорить о творчестве Фёдора Михайловича, опираясь только на мемориальную экспозицию, которой больше 30 лет, очень трудно, - поясняет директор Дома-музея Ф.М. Достоевского Наталья КОСТИНА. - Поэтому нам хотелось сделать и литературную экспозицию, посвящённую «Братьям Карамазовым» - роману, написанному в Старой Руссе.
И вот заявку на создание музея одного романа приняли на рассмотрение в Международном банке реконструкции и развития. Совместно с Министерством культуры РФ банк реализует проект «Сохранение и использование культурного наследия в России», по которому учреждения культуры четырёх субъектов РФ, среди которых есть и Новгородский регион, могут получить грант на осуществление своих идей.
− Проект по созданию литературной экспозиции музея романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» попадает в так называемые «малые окна» - проекты, финансирование которых составляет не меньше 3 и не больше 15 млн. рублей, - говорит заместитель директора НГОМЗ Татьяна КАЗАРМЩИКОВА. - И эти средства могут быть направлены только на закупку необходимого оборудования.
Поэтому, чтобы четче представлять необходимые финансовые вложения, эксперты банка попросили музейщиков представить проект художественного решения будущей экспозиции. Для его разработки музей-заповедник пригласил известного дизайнера-архитектора Леонтия Озерникова - автора многих музейных экспозиций и художественных проектов, в том числе в Музее революции в Москве, «Доме Гоголя» в Москве, «Музейного цеха фарфора» в Великом Новгороде и других.
Своё видение будущей литературной экспозиции он представил на XXVII Достоевских чтениях, завершившихся на днях в Старой Руссе. Но по ряду объективных причин презентация не была подкреплена визуальным материалом. Но и со слов автора, будущий музей романа обещает быть весьма неординарным. Так, уже у входа в здание научно-культурного центра будет представлена проекционно-лазерная инсталляция, в ходе которой цилиндр Фёдора Михайловича, медленно вращаясь, преобразуется в подобие тернового венца. В его контуре будут возникать то изображения Адама и Евы, Содома, Мадонны, Младенца... То есть образы, о которых думал писатель, часто обращался в своих произведениях.
Сам музей, как уже говорилось, разместится на втором этаже здания. Перед лестницей, ведущей наверх в основные залы экспозиции, Озерников предлагает положить большой светящийся камень с кованным из железа листом лопуха, как отождествление размышлений героев романа о том, заканчивается ли жизнь лопухом на могиле или есть что-то дальше?
-Достоевский будет показан в окладе предметов-символов: библия, колокольчик, купюры, цепь, соль, хлеб, листы бумаги, женская перчатка, - поясняет художник. - Рукописи, дневники писателя «оживают» в этом зале проекциями пейзажей, портретов, событий, выстроенными в параллелях судьбы писателя и сюжетами его литературных произведений.
Другой зал, предварительно называемый «случайная семейка», повествует о членах семьи Карамазовых. В центре зала Озерников предлагает сделать подиум, на котором разместить стол и четыре стула.
- Стул Дмитрия Карамазова опрокинут и подвешен в театральную раму раздвоенности, метаний и страстей. А стул Алёши Карамазова окружает светящаяся часовня..., - уточняет Озерников, стоя в комнате, которая по его задумке и должна превратиться в зал семьи Карамазовых.
…Надо признать, что с предложениями Леонтия Озерникова согласились далеко не все. «У нас, в первую очередь, недоумение вызвал тот факт, что автор ничего не показал, никаких эскизов, а лишь рассказывал, - резюмирует Наталья Костина. - Я, как и все, впервые слушала предложения Леонтия Владимировича. Видно, что он хорошо знает текст произведения, биографию писателя. Но, как мне показалось, слишком увлёкся всякого рода инсталляциями и световым шоу. Мало места в экспозиции автор отводит и Старой Руссе, которая, собственно, взята за основу Скотопригоньевска. Так что, ещё много что надо прорабатывать».
Впрочем, время на у Леонтия Озерникова ещё есть. Как пояснили в дирекции НГОМЗ, эскизный план музея он должен представить к 15 октября.
Газета "Новгородские ведомости" от 02.06.2012 г.
Источник: Администрация Великого Новгорода