Новгород - древний и великий город в заплатках
Все мы знаем, что в древнем и великом процветает вандализм. В Новгороде бьют и крадут на металлолом фонари, нападают на памятники и могилы. А еще безнаказанно разрисовывают рекламой и всякой ерундой стены домов. Как правило, эти надписи или рисунки добрые люди замазывают краской совсем другого цвета, чем дом. Так что множество зданий в областном центре сейчас покрыты заплатками.
Мы прошлись пешочком от остановки напротив «Диалога» до здания телецентра (в народе - «Славия»), и по пути не встретили ни одного здания или объекта, включая исторические памятники, которые не были бы изуродованы надписями и заплатками. Причем заплатки бросались в глаза еще сильнее.
Прекрасно понимая, что главная причина вандализма — бескультурье и безнаказанность, мы все же решили узнать мнение некоторых новгородцев на этот счет. Мы спрашивали их — а можно ли что-то сделать с этой проблемой или всё бесполезно? Развиваем туризм и при этом выглядим, как хозяева, которые приглашают всех в неприбранный дом.
Вот что нам ответили.
Фотограф, музыкант, путешественник Дмитрий Красицкий уверен: этим должна заниматься полиция.
«Я об этом говорил в 2007 с редактором газеты в Праге. Он завидовал нашему метро, не исписанному «баллонами», как они это называют. То есть, выходит, что дело не в уровне жизни и не в демократии. Я считаю, что всё это от отсутствия реальных наказаний за любое пакостничество. У нас не наказывают ни за курение в общественном месте, ни за музыку в 3 часа ночи под окнами. С самых малых лет они понимают, что наказания не будет. Вот в той же Праге какие-то безумно вежливые водители. Я спросил, почему. Выяснилось, что их местное ГИБДД лютует и даже за 5 см выезда на зебру идет огромный штраф. Вот как это должно работать. И бюджет пополняется, кстати, очень хорошо и быстро. У нас в районе, я читал, недавно встречались с полицией насчет ночного клуба. Так людям, которые жаловались, ответили, что в полиции не хватает сотрудников. Два месяца ночью у нас магазин водку подросткам продает, но НИКТО его не трогает.
Но вандализм - вопрос к органам, стопроцентно. Родителей и граждан вопрошать об этом бесполезно. В Новгороде с колясками гуляют, ставя пиво рядом с ребенком, и выдыхая сигаретный дым ему в лицо. Я раньше замечания делал, теперь перестал. Как только культура начинает подменяться псевдокультурой, это и возникает. Помню, в моем школьном детстве поймали двух подростков, рисующих баллоном на заборе. Это были мальчики из особо неблагополучных семей. У остальных потребности гадить на стенах не возникало. Получается, что люди сейчас, в основном, неблагополучные. У них возникает желание разрушать все красивое и яркое. Ибо — зависть».
Организатор митингов в защиту озера Ильмень Алексей Загорский с этим мнением согласен: тему должна качественно отрабатывать полиция.
В беседе Алексей напомнил о рекламе наркотиков на стенах, которая совсем недавно будоражила город. Товарищу Алексея не повезло — в его двор повадились ходить за закладками наркотиков вслед за этой рекламой. В поисках закладок раскапывали клумбы. Жители пытались сами гонять этих ребят, но получалось не очень. Здесь нужна помощь полиции, контрольные закупки. Что же касается всего шквала надписей и рисунков, помимо рекламных, то Алексей понимает: полиции просто не хватит сил на своевременное реагирование, ведь в городе не так много сотрудников ППС. Он считает, что в решении этой проблемы помогла бы организация дружин из числа местных жителей.
Фотограф Марк Назаров мыслит позитивно:
«Нет, не все бесполезно. Я сторонник идеи не отнимать и наказывать, а давать и поощрять. И тут все просто. Когда я учился в университете на последнем курсе в 97 году, у меня была дизайнерская группа «Арт-квартет». Помимо полиграфического дизайна, мы занимались, пытались заниматься, городской средой (так как в группу входили дизайнеры, архитекторы, художники). У нас было несколько акций - мы громко объявляли о сборе всех желающих заниматься граффити и раскрашивали бетонные заборы новгородских заводов - «Дека», хлебзавод, «Стекловолокно» и т. д. Так вот, это мало того, что было прикольно, люди приходили, совместно что-то делали, задавали определенную планку того, что и как нужно делать. Надо не матерные слова писать, а создавать. Но, конечно, когда ориентиров нет, а излить свое хочется, тогда и появляются все эти надписи».
Интересно, а что думает по этому поводу юрист и народный избранник Константин Демидов? Он напомнил нам о теории разбитых окон и высказался по поводу заплаток.
«Проблема граффити на стенах домов является, увы, заурядным явлением для всех городов. Великий Новгород здесь не исключение. «Художественный» вандализм поражает стены, заборы, общественный транспорт и за границей. Наверное, сейчас не модно ссылаться на зарубежный опыт. Но всё же не могу не вспомнить о «Теории разбитых окон». Считается, что она разработана в 1982 году американскими политологом Джеймсом Куинном Уилсоном и социологом Джорджем Келлингом.
Представьте, что в каком-то доме разбито одно окно. У проходящих мимо людей создаётся впечатление, что в этом доме царит разруха. Поэтому очень скоро кто-то разобьёт в этом доме и другие окна. Собственно, мы это с вами частенько и наблюдаем. Ощущение запустения усилится и спровоцирует чувство безнаказанности, которое, как зараза, распространится по всей улице. А потом охватит и весь район, город как бы давая сигнал к более серьёзным и опасным преступлениям. Теорию проверили экспериментально, специально поставив людей в условия, когда некуда было выбросить мусор. И оказалось, что если на асфальте и стенах чисто, то мусор себе под ноги бросили 33% испытуемых, а вот когда на асфальте предварительно специально были разбросаны окурки и обертки от конфет, так же поступили уже 72%.
А потом в Нью-Йорке теорию применили на практике. Начали с метро. Просто приводили вагоны в порядок. Каждый вагон и каждый день. В конце маршрутов были установлены специальные пункты. Как только туда приходил раскрашенный рисунками и исцарапанный вагон, то всё тут же смывалось, а царапины закрашивались. Порезанные ножами сиденья и разбитые светильники менялись. В пунктах целыми сутками работали большие бригады людей. Но зато поезда день ото дня становились всё чище и лучше. Прошло совсем немного времени, и случаи вандализма можно уже было пересчитать по пальцам. Они стали чрезвычайно редкими. Пересказывать теорию можно ещё долго, но факт остаётся фактом – она работает.
Поэтому и ответ что же делать с граффити на стенах домов, чтобы их не было – один. Их нужно удалять. Не замазывать, как это часто бывает, ещё более уродливыми заплатками, а окрашивать в существующий тон фасада. И делать это как можно быстрее, чтобы описанная выше зараза запустения не расползалась по улице и по городу. А делать это должны те организации, которые наняты собственниками жилья для поддержки дома в надлежащем состоянии – управляющие организации и ТСЖ. Вся нормативная база для этого есть – как на федеральном уровне, так и на уровне области и города.
Нанесение граффити на стенах домов запрещено Правилами благоустройства Великого Новгорода, а за их неисполнение областным законом предусмотрена административная ответственность в виде штрафа на граждан до пяти тысяч рублей, на организации – до ста тысяч рублей. Конечно, это не отменяет необходимости ловить злоумышленников, портящих стены. Но всё же для того, чтобы хоть в доме, хоть на его стенах был порядок, этот порядок надо наводить, а поимку злоумышленников и их привлечение к ответственности рассматривать в качестве самостоятельного действия».
Интересную идею предлагает новгородский археолог, а теперь и популярный блогер Павел Колосницын:
«Граффити и надписи на стенах - большая проблема современных городов. Несколько человек с баллончиками краски могут за час изуродовать любое здание, не обращая внимание на расположение, культурную ценность и эстетику.
Путь борьбы с этим один - создание системы при которой граффити и надписи будут уничтожатся в течение дня после их нанесения. Для этого в городе нужно организовать службу, которая, располагая необходимым количеством сотрудников, запасом моющих средств и соответствующей краски будет оперативно будет оперативно убирать надписи и граффити хотя бы на основных улицах и в историческом центре.
В итоге нанесение их потеряет всякий смысл. Ну и соответственно нужно неизбежное наказание за вандализм».
Итак, эти достойные мужчины представили пути решения проблемы: работа правоохранительных органов и народных дружин, направление творческих порывов «художников» в правильное русло, а также следование «теории разбитых окон». Однако бороться с дикими граффити необходимо, подбирая близкие к цвету дома краски, чтобы избежать заплаток, которые порой уродуют новгородские здания похуже граффити. И тут создание профессиональной службы борцов с граффити, о которой говорит Павел Колосницын, было бы просто шикарным решением. Но реально ли это? Как вы считаете?
Добавим, что мы ждем комментариев по этой теме и от других наших собеседников и читателей, так что этот материал будет расширяться.
Фото автора и со страниц наших собеседников на ФБ
Источник: 53 новости