Главврач новгородской «психушки» гарантировал безопасность Александру Керенскому
В последнем номере «Новгородских Ведомостей» вышел материал Сергея Витушкина, посвящённый бывшему главе Временного правительства Александру Керенскому. В частности, тому, какую роль сыграла новгородская земля в его судьбе после утраты им власти.
Про Александра Керенского, прожившего почти 90 лет, говорят, что он умер в 36. Вознесенный на самый Олимп, он быстро растерял все — и собственную славу, и страну. Бежал из Зимнего дворца буквально перед самым захватом власти большевиками. Летом 1918 года навсегда покинул Россию на британском военном корабле. А на карте последних скитаний Керенского по стране остался и Новгород.
Две революции — два вождя
Александр Керенский и Владимир Ульянов имели много общего: оба родились в городе Симбирске. С разницей в 11 лет, зато, как любят отмечать некоторые авторы ради большего эффекта, в один день — 22 апреля. Тут, однако, есть намеренная путаница, хотя и не лишенная некоей символики: Керенский родился в этот день по старому стилю, а Ленин — по новому. Оба — выходцы из дворянских семей, их отцы были организаторами педагогической деятельности. И у того, и у другого предки были немцы. В каждой из семей — по пять детей. Оба ребенка окончили гимназию с золотыми медалями, стали юристами, политиками, социалистами.
При всей привлекательности этих сведений, они относятся к чисто внешним моментам, не передавая всей палитры различий в жизни и судьбе. Керенский — социалист-революционер, трудовик, адвокат — вполне легально стал депутатом IV Государственной Думы России от оппозиции. Ленин же провёл 3 года в ссылке и 15 лет жил в эмиграции из-за постоянной угрозы тюремного заключения.
Прорыв Керенского к власти завершился в октябре 1917 года, после чего Ленин руководил Россией неполных 7 лет, но в целом установленная им советская власть просуществовала до октября 1993-го.
Трудно без телевизора
100-летие Великой Октябрьской социалистической революции (теперь принято говорить Великой революции) всколыхнуло в обществе интерес к событиям вековой давности. Казалось бы, все известно, или почти все. Но сложились некоторые мифы и образовались лакуны в жизнеописании премьера Временного правительства.
Разговор об этом начат, конечно, не сегодня. Еще в 1967-м советский журналист Генрих Боровик отыскал в Нью-Йорке 86-летнего Александра Фёдоровича Керенского, чтобы взять у того интервью в год 50-летия революции. Бывший премьер Временного правительства сказал, что если бы в Петрограде и в России в 1917 году было телевидение, он не проиграл бы в политическом сражении. Так велика была его уверенность в своих ораторских способностях!
Но особенно досаждала ему одна деталь по поводу его бегства из Зимнего дворца, много лет тиражируемая советской печатью. Так и спросил журналиста: «Что же, в СССР продолжают писать, что я бежал, переодевшись в женщину? Сколько же можно врать!».
Справедливости ради надо сказать, что эпизод с переодеванием был, но в другом месте и в другое время. А в тот день Керенский уехал из Петрограда в своем френче, в сером драповом пальто из штаба Округа навстречу войскам Северного фронта. Его машину сопровождал автомобиль американского посольства с флажком на капоте. В Гатчине премьер надеялся собрать верные правительству войска. Машины доехали до Гатчины, повернули на Лугу. Никаких войск навстречу не попадалось. Оказалось, что командующий Северным фронтом Черемисов отменил приказ Керенского.
Продолжение читайте вот здесь.
Источник: 53 новости