Эссе претендентов на руководство экономикой Новгородской области: часть 7
«53 новости» публикуют седьмое эссе одного из претендентов на руководство экономикой региона. Тема: «Перспективы и риски экономического развития Новгородской области на трёхлетний период».
Сегодня Новгородская область показывает достаточно сбалансированные экономические результаты, следуя макроэкономическим рекомендациям федерального центра. Региональное правительство сфокусировано на принятии бездефицитного бюджета и выполнении всех бюджетных планов. Однако для того, чтобы перейти к экономическому росту, ограниченных бюджетных средств недостаточно.
В рейтинге российских регионов по индексу промышленного производства (1 полугодие 2017 г.) область занимает всего 66 место. Она находится в шестом десятке регионов по величине валового регионального продукта. В рейтинге регионов по качеству жизни (рейтингового агентства «РИА Рейтинг») Новгородская область входит в пятый десяток. Стоит отметить, что региону не просто не хватает средств для инвестиций в собственное развитие, ему приходится обслуживать довольно большой долг (по итогам первого полугодия величина регионального долга составила более 15,5 млрд. рублей, соотношение госдолга к налоговым и неналоговым доходам составляет 64,9%). Закредитованность региона – один из ключевых рисков для развития. Эта проблема складывалась на протяжении последнего десятилетия: за это время госдолг области вырос практически в 10 раз, а задолженность по кредитам – практически в 100 раз (в прошлом регион даже допускал просрочку по выплатам коммерческого кредита, что технически расценивалось участниками рынка как дефолт).
Сегодня пространство для маневра у региона достаточно ограниченное. Если область не получает от министерства финансов РФ средства, то нужно идти к коммерческим банкам, где заемные ресурсы имеют достаточно высокую цену, а это усугубляет бюджетный дефицит.
Выход – в стимулировании предпринимательской активности (прежде всего, малых и средних предприятий, работающих в высокотехнологической, инновационной и туристической сферах), поддержке развития промышленных предприятий, имеющих экспортный потенциал, внедрении лучших практик, стимулирующих экономический рост региональной экономики (с адаптацией к местной специфике).
Потенциал для экономического рывка у экономики региона есть. В области развита промышленность (пищевая, химическая и целлюлозно-бумажная, машиностроение, деревообработка, металлообработка), есть квалифицированные кадры, у региона выгодное географическое положение (по сути, между двумя столицами – это крупнейшие потребительские рынки России, поблизости от границ со странами Балтии, Белоруссией и Скандинавией), привлекательная природная среда, хорошая экология и возможности для развития туризма и лечебно-рекреационного отдыха.
Динамика экономического развития региона будет зависеть от того, насколько региональной власти удастся направить в предпринимательское русло таланты и энергию жителей, а также от умения создавать условия, привлекательные для инвесторов из других регионов или зарубежных стран.
Как показывает современная практика, основа развития экономики регионов и муниципальных образований – это предпринимательская деятельность. Новый импульс в развитии предпринимательства позволит создать в регионе дополнительные рабочие места, остановить миграционные процессы, получить дополнительные доходы в местные бюджеты и повысить уровень жизни.
Первоочередные усилия поддержки бизнеса должны быть сосредоточены на создании инфраструктуры поддержки. В их числе – региональные программы льготного налогообложения, субсидирования, поручительства, доступные займы. Особая поддержка на региональном уровне должна оказываться перспективным проектам промышленных компаний, обладающих экспортным и инвестиционным потенциалом.
Кроме того, региональные власти должны выступать проводником в построении диалога между предпринимателями и российскими институтами развития. Например, с Фондом содействия инновациям, который оказывает поддержку молодым инноваторам и малым предприятиям, сфокусированным на высокотехнологичных разработках с потенциалом коммерциализации. При этом нужно особо отметить, что у локального бизнес-сообщества должна быть исчерпывающая информация о возможностях региональной инфраструктуры. В среднем, по опросам предпринимателей (в СЗФО было опрошено более 1000 предпринимателей), только 14% знают о тех мерах поддержки, которые сегодня можно получить на региональном или федеральном уровнях.
Сегодня основу экономического потенциала Новгородской области составляют промышленные предприятия, на долю которых в структуре ВРП региона приходится около 38%. Учитывая высокую стоимость бюджетного ресурса, поддержка в первую очередь должна идти наиболее перспективным промышленным проектам, продукция которых конкурентоспособна как на внутреннем рынке, так и на внешнем. Дополнительные источники финансирования, как и отмечалось ранее, необходимо искать в программах институтов развития. В последние годы региональные предприятия не были достаточно широко представлены в программах поддержки. По экспертным оценкам, потенциально область может участвовать в 20-25 различных программах поддержки промышленности – от сферы приборостроения до глубокой переработки леса.
Особое внимание должно быть уделено развитию транспортной инфраструктуры. Приоритетные региональные инфраструктурные проекты могут стать драйвером для роста экономики региона. В разное время в регионе обсуждался ряд инициатив в этой области – это и строительство автодорог, мостов, гражданского аэропорта, а также логистического транспортного центра, на который будет завязан авиа, железнодорожный, авто и водный транспорт, соединяющий Новгородскую область с Вологдой, Санкт-Петербургом, Москвой, Ярославлем.
Развитие транспортной инфраструктуры играет ключевую роль в развитии экономики региона. При этом важно, чтобы в субъекте Российской Федерации были созданы условия и понятные правила для инвесторов, а также подготовлены проекты, которые дадут ясное понимание, как и за счет чего средства, вложенные в транспортную инфраструктуру, будут окупаться и смогут дать мультипликационный эффект. Это требует особых компетенций от региональных властей.
Наконец, человеческий капитал. Это тот ресурс, который определяет конкурентоспособность региональной экономики. Эффективное управление модернизацией и инновациями возможно только тогда, когда в регионе есть профессионалы и лидеры!
Важно создать в регионе «центр притяжения» для выпускников ведущих ВУЗов Новгорода, Москвы, Твери, Санкт-Петербурга и других близлежащих регионов, создать для них условия для самореализации. Как отметил Бет Новек, автор книги «Умные граждане – умное государство», сегодня власти должны научиться работать в новой парадигме, привлекая для решения наиболее сложных задач представителей общественности. Люди хотят и готовы сообща искать ответы на вопросы, имеющие отношение к их жизни, что, с одной стороны, приводит к большей легитимности власти, а с другой, как ни удивительно, – к повышению эффективности принятия решений.
Источник: 53 новости