Эссе претендентов на руководство экономикой Новгородской области: часть 8
«53 новости» публикуют восьмое эссе одного из претендентов на руководство экономикой региона. Тема: «Перспективы и риски экономического развития Новгородской области на трёхлетний период».
Для того, чтобы определить перспективы развития Новгородской области на среднесрочный период, необходимо, для начала, определить существующие проблемы, препятствующие области развиваться и занять достойное место среди субъектов Российской Федерации.
На мой взгляд, можно выделить следующие основные проблемы:
- Неравномерное развитие территории региона (порядка 9 муниципальных образований области, среди которых Великий Новгород, Новгородский, Боровичский районы можно назвать экономически развитыми, остальные же 13 районов скорее относятся к мало развитым и даже к депрессивным).
- Расположение области между двумя основными рынками труда: Москвой и Санкт- Петербургом, что приводит к оттоку молодых талантливых кадров из региона;
- Наличие дефицита квалифицированных трудовых ресурсов,.
- Высокий износ промышленной инфраструктуры (изношенность основных фондов предприятий);
- Низкая производительность труда;
- Слабое развитие инфраструктурных объектов для инвестиционной и предпринимательской деятельности (дефицит объектов, образующих инфраструктуру поддержки инвестиционной и предпринимательской деятельности (готовых промышленных площадок, индустриальных парков, технопарков, бизнес-инкубаторов)).
Я уверена, что залог процветания области - привлечение инвестиций.
Миссия политики в сфере экономического развития области - содействие социальноэкономическому развитию региона посредством удовлетворения потребности бизнеса в развитии и повышении его капитализации путем создания наиболее комфортного делового климата (благоприятных условий для ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности), с одной стороны, и удовлетворения потребности населения региона, путем повышения уровня и качества жизни, с другой.
Результат от предпринятых усилий - Новгородская область должна стать территорией, где размещают свои производства отечественные и иностранные инновационные и высокотехнологичные предприятия в любых сферах экономики, действующие организации и предприятия используют передовые технологии; с населением, обеспеченным комфортными социальными условиями.
Цели:
- Развитие экономического потенциала региона
Каким образом?
- Детальный анализ ситуации в регионе, проведение SWOT анализа, определение перспективных направлений развития, разработка среднесрочной стратегии развития области с установлением показателей эффективности и сроков достижения поставленных целей.
- Оказание содействия действующим предприятиям в привлечении мер поддержки федеральных и региональных институтов развития (Фонд развития промышленности, Фонд развития моногородов, Корпорация МСП, ВЭБ, Фонд содействия инновациям, Российский экспортный центр, РОСНАНО, Росагролизинг, Российский фонд прямых инвестиций, НФПМП, и др.), кредитных организаций.
- Развитие конкуренции, в том числе путем передачи части функций, выполняемых муниципальными учреждениями некоммерческим и негосударственным организациям.
- Развитие экспортной деятельности предприятий области и субъектов МСП, повышение их конкурентоспособности на внешнем рынке.
- Развитие государственно-частного партнерства.
- Оказание поддержки местному товаропроизводителю, в продвижении товаров, работ и услуг на внешнем рынке.
- 2) Улучшение инвестиционного климата:
- За счет чего?
- Изучение потребностей бизнеса, налаживание обратной связи в режиме on-line.
- Совершенствование регионального законодательства в сфере инвестиционной и предпринимательской деятельности, применение лучших практик других субъектов РФ.
- Снижение административных барьеров, путем налаживания рабочих отношений с территориальными органами власти, ресурсоснабжающими организациями и инфраструктурными естественными монополиями, направленных на сокращение сроков предоставления услуг, выдачи разрешительной документации, лицензий, сокращение сроков и количества процедур по присоединению к инженерным сетям и т.д.
- Реформирование системы контрольно-надзорных органов, с изменением акцента с «наказать» на «помочь».
- Создание объектов, образующих инфраструктуру поддержки инвестиционной и предпринимательской деятельности (готовых промышленных площадок, индустриальных парков, технопарков, агропарков, бизнес-инкубаторов), предоставление дополнительных мер государственной поддержки резидентам данных объектов и управляющим компаниям.
- Создание в области территорий с особым статусом, предусматривающих предоставление мер государственной поддержки не только на региональном уровне, но и на федеральном (ТОСЭР, ОЭЗ).
- Формирование новой, отвечающей потребностям инвесторов и существующих предприятий и организаций, системы подготовки кадров, создание кванториумов, участие в движении WorldSkills
- Выстраивание эффективной работы по созданию комфортных условий для ведения бизнеса в муниципальных образования области, внедрение лучших муниципальных практик по работе с инвесторами. Выстраивание системы мотивации органов местного самоуправления в результативной работе с инвесторами и предпринимателями (рейтингование).
- Повышение эффективности и результативности работы региональных институтов развития (Агентство развития Новгородской области, НФПМП и др.).
- Разработка предложений для инвесторов «под ключ» по созданию объектов промышленной и социальной сферы исходя из потребностей области.
- Реализация мероприятий по позиционированию Новгородской области на инвестиционной карте России и формированию положительного инвестиционного имиджа региона.
- Риски, связанные с внедрением выше обозначенных решений:
- Возможны значительные затраты бюджетных средств, как в виде затрат на создание инфраструктуры поддержки инвестиционной и предпринимательской деятельности, так и в виде выпадающих доходов бюджета области.
- Риск невостребованности созданных объектов инфраструктуры поддержки инвестиционной и предпринимательской деятельности.
- Риск ухудшения экологической ситуации в регионе за счет размещения промышленных объектов (как правило, имеют высокий класс опасности).
- Риск нежелания населения области согласовывать размещение промышленных объектов в регионе.Риск появления кадрового «голода» в управленческой команде.
Источник: 53 новости