Новгородский музей-заповедник представит реэкспозицию искусства России XX в.
15 июня 2012 года в 16.00 в выставочных залах Музея изобразительных искусств Новгородского музея-заповедника (Софийская пл., 2) состоится пресс-показ реэкспозиции «Искусство России 1917 – 2000 гг.». Реэкспозиция залов искусства советского и постсоветского периодов стала необходима по ряду причин:
1. Изменилось оборудование основного зала: появились четыре дополнительные стационарные перегородки, расширившие экспозиционную площадь;
2. Отсутствие отдельных помещений для экспонирования графики (коллекция насчитывает более 3,5 тысяч листов), заставляет вернуться к первоначальному варианту использования южного («малого») зала как места показа этого раздела музейного собрания;
3. Появились новые работы в коллекции музея, более полно раскрывающие своеобразие развития российского искусства в последние десятилетия.
Общая концепция экспозиции осталась неизменной. В ее основу положен хронологический принцип размещения экспонатов. Произведения группируются по следующим периодам: 1920-е – середина 1950-х гг.; конец 1950-х – 2000-е гг. Исходя из особенностей коллекций музея, в каждом из названных периодов прослеживается тема «Новгород в изображении художников», а со 2 периода – «Творчество новгородских художников». При этом эти темы рассматриваются не обособленно, а в общем контексте искусства соответствующего периода.
Графические листы в горизонтальных витринах и на стенах зала №5 предполагается менять каждые полгода. В вертикальных витринах, как и раньше, будут экспонироваться произведения художественного фарфора 1920-1990-х гг. и художественного стекла этого же периода. Эта часть экспозиции также может меняться для того, чтобы показать большую часть коллекции. При возобновлении экспозиции планируется в основном сохранить прежний набор предметов декоративно-прикладного искусства, произведений графики и скульптуры.
Советское искусство 1917 – середины 1950 – х гг.
Советское искусство первой 1917 – середины 1950-х гг. можно вполне закономерно разделить на два периода, границей между которыми служит 1932 г. – год создания централизованного Союза художников СССР.
В экспозиции этот период представлен живописными и графическими произведениями мастеров разных направлений. Реалистическая концепция живописи передвижнического характера близка М.Г. Соколову и Е.И. Столице, живописный реализм – Б.М. Кустодиеву и П.П. Кончаловскому, В.С. Сварогу и Н.Я. Симонович-Ефимовой. Откровенный интерес к формально-пластическому решению картины можно увидеть в произведениях П.В. Кузнецова и Р.Р. Фалька, И.А. Пуни и С.Г. Печеневой-Василевской, графиков В.А. Фаворского и Ю.П. Великанова.
Период с 1932 до середины 1950-х гг. в экспозиции музея представлен всего пятнадцатью картинами, которые не могут дать объемного представления обо всех главных тенденциях в искусстве этого времени. Но они характерны для 1950-х гг. Среди них две работы периода Великой Отечественной войны. Это решенные в лучших традициях русской школы психологического реализма – «Портрет академика Бурденко» П.И. Котова и «Портрет партизана Бондаренко» Ф.А. Модорова. Масштабная картина Моисеенко «В степи» 1954 года соединяет в себе актуальную тему освоения целинных земель и лиризм в изображении природы и человека. Портреты Б.М. Лавренко и Л.А. Русова, жанровые композиции О.Б. Богаевской, В.А. Раевской-Рутковской и В.М. Диффинэ-Кристи, в которых главными героями являются дети, пейзажи и натюрморты В.В. Соколова, В.Ф. Загонека, Б.Ф. Домашникова и Ю.И. Васильева полны жизни, интересны по своим живописным качествам. Они дают представление о тех ростках нового, что пробивали себе дорогу сквозь, казалось бы, прочно укоренившуюся после разгрома «космополитов» (Постановление Оргбюро ЦК ВКП(б) О журналах "Звезда" и "Ленинград" 14 августа 1946 г.) «бесконфликтность» и ложную романтику.
Искусство России конца 1950-х – 2000-х гг.
1960-е годы представлены в экспозиции произведениями мастеров Москвы, Ленинграда, Башкирии, Новгорода и Владимира. «Суровый стиль», несомненно, проявился в творчестве некоторых из них (Н.И. Андронов, В.Ф. Стожаров, Ю.В. Матушевский, А.В. Пантелеев, И.Ш. Якерсон, Д.В. Журавлев, П.П. Литвинский). Но в произведениях художников этого времени легко угадывается и другая стилистика – русского живописного реализма начала XX века и «Бубнового валета» (В.Ф. Загонек, Д.В. Журавлев, Л.П. Новикова), фольклора и авангарда (Д.С. Кондратьев, Н.В. и Г.Н. Бурмагины).
В следующие десятилетия одним из определяющих направлений в искусстве становится ретроспективизм. Это яркое и сложное явление художественной жизни. Художники Т.Г. Назаренко, О.В. Булгакова, Н.И. Нестерова, А.А. Волков, В.В. Рожнев, А.Г. Ситников, О.П. Филатчев – на языке изобразительного искусства – размышляют о традициях, об истории, о понимании красоты в современном мире. Им близок язык символов, метафоры и притчи. Они оперируют сложными ассоциациями, нередко ссылками и цитатами. Обращение к древнерусскому искусству и проторенессансу, Возрождению и классицизму, искусству начала XX века и «малым голландцам», импрессионизму и сюрреализму – обогатило творческую лабораторию художников. В этот период времени в советском искусстве нет доминирующего стиля, нет жестких канонов в применении тех или иных выразительных средств и приемов. Ориентацию на старых мастеров можно увидеть в таких произведениях картинной галереи, как «Автопортрет с женой» О.П. Филатчева, «Портрет дочери» Ю.И. Ерышева, «Вехи памяти» Е.В. Сущени. Отзвуки импрессионизма – ощутимы в пейзажах Е.И. Зверькова, В.М. Сидорова, В.М. Чехонадского, архитектурных пейзажах-реконструкциях Г.М. Штендера, скульптурных образах В.В. Журавлева, портретах и композициях И.В. Голицына. Экспрессионистическое понимание цвета и формы, передающих драматическое, почти трагедийное восприятие мира, – обнаруживается в монументальных полотнах В.С. Рябова, постсезанновская традиция – в картинах А.А. Варенцова.
В последнее время музей не имел возможности пополнять свои фонды иначе, как через дарения. Так, более 100 картин, графических листов, произведений ДПИ были переданы новгородскими авторами в 2000 году – к открытию Музея изобразительных искусств. Именно поэтому период 1990-х – 2000-х гг. представлен в экспозиции преимущественно творчеством новгородских художников разных поколений. Исключение составляет «Портрет Н.Н. Кузьминой», созданный специально для музея скульптором из Москвы Л.М. Барановым. Отсутствие возможности более широкого комплектования не позволяет рассказать об искусстве России последних десятилетий с большой полнотой. По сути дела, можно лишь проследить некоторые тенденции в развитии нашего региона. Главная из них – преобладание фигуративного искусства, преемственность в развитии высокой колористической культуры, теплота в изображении человека, интерес к архитектурному пейзажу. Она нашла свое очень многообразное продолжение и развитие в творчестве таких мастеров старшего поколения, как А.И. Завьялов, Д.В. Журавлев, а так же у более молодых - Г.Г. Филипповой, О.А. Гулевич, О.А. Васильева, О.Н. Саулова, Н.Е. Андреева, С.Е. Ивановой
.
На пресс-показе будет представлен скульптурный портрет реставратора Н.Н. Кузьминой, выполненный Л.М. Барановым в бронзе.
На пресс-показе будут присутствовать:
- Казармщикова Татьяна Николаевна, заместитель генерального директора Новгородского музея-заповедника по экспозиционно-выставочной работе и филиалам;
- Володина Татьяна Владимировна, кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник Новгородского музея-заповедника, автор реэкспозиции;
- Яманов Булат Мансурович, председатель Новгородской организации Союза художников России, Заслуженный художник РФ;
- Журавлев Дмитрий Власович, Народный художник РФ
Источник: Администрация Великого Новгорода