Заслуженный артист РФ Анатолий Устинов: «Современный актёр должен быть универсальным»
В последнем номере «Новгородских Ведомостей» вышло интервью Людмилы Данилкиной с Заслуженным артистом РФ Анатолием Устиновым, работающим в Новгородском драматическом театре уже более 30 лет и исполнившим за эти годы более 150 ролей.
— Мне грех жаловаться. Театральная карьера удалась. Довелось поработать с разными режиссёрами, в спектаклях разных драматургов и жанров. Когда учился, мне в основном давали характерные роли. Но при этом подчёркивали, что современный актёр должен быть универсальным, уметь вживаться в любую роль. Что по мере возможности и делаю!..
— И в этом сезоне вам, Анатолий Александрович, предоставилась возможность быть разным. Осенью в первом премьерном спектакле «Змея в короне» по мотивам романа Григория Данилевского «Княжна Тараканова» вы предстали перед публикой в образе генерал-фельдмаршала, князя Голицына...
— Не совсем так. Режиссёр спектакля Михаил Мамедов в этом персонаже совместил две роли — князя Голицына и графа Панина. Оба в тот период времени были яркими государственными деятелями, но с противоположными воззрениями: Панин придерживался прозападной позиции, Голицын — пророссийской. И мне нужно было в своей роли каким-то образом совместить эти противоположности. Мне показалось, что это могло бы быть логичным только при одном условии: если бы один персонаж постепенно трансформировался в другой. И вот на допросах, лучше узнавая княжну Тараканову, я постепенно менял своё отношение к ней от неприятия до симпатии. И даже сделал мизансценический намёк, что источником всех будущих слухов об этой загадочной княжне стал именно я...
— В областной филармонии прошла реконструкция суда над нацистскими преступниками, который состоялся в Новгороде в 1947 году. «Да судимы будете» — не театральная постановка, а воссозданный по архивным записям и свидетельствам очевидцев судебный процесс, для участия в котором 70 лет спустя после его проведения были приглашены новгородцы, не имеющие никакого отношения к сцене. Профессиональных актеров было всего несколько. Вы выступали на стороне государственного обвинения. Каковы ощущения?
— Работа над этим проектом шла почти год. Он уникален тем, что практически один в один повторил суд 1947 года (естественно, в сокращённом виде). И это — первый подобный опыт в России. Вы правы, это не театральная постановка и не должна быть таковой, поскольку подмостки подразумевают игру, а нам нужно было максимально правдиво рассказать о судьбах людей, переживших зверства фашистов. Причём так, чтобы эмоции возникали преимущественно в зале, а не на сцене. Интересно было исследовать и психологию немцев.
Совместно с моим коллегой Сергеем Семенцовым мы в этом проекте выступали не только как артисты, но ещё и как режиссёры-педагоги. Вы уже отметили, что в реконструкции задействованы непрофессиональные актёры, которым нужно было помочь создать образ — не просто произносить написанные чужие слова, а увидеть всё своими глазами, пережить, а потом уже об этом рассказать. И, судя по реакции зала, нам всё удалось.
— Если эти две ваши работы связаны с историей страны, то предновогодняя роль — с любовной историей. И как вам в качестве доктора-невролога в комедии Рэя Куни «Обманщики»?
Продолжение интервью читайте здесь.
Источник: 53 новости