Компания «РЖД» признала существование Великого Новгорода
В первый день весны стало известно, что могущественная компания «Российские железные дороги», долгие годы (особенно когда ей руководил Владимир Якунин) не отличавшаяся ни гибкостью, ни прозрачностью, ни желанием что-то всерьез менять в своей работе с российской глубинкой, неожиданно поддержала предложение новгородского губернатора о переименовании пресловутой железнодорожной станции Новгород-на-Волхове в Великий Новгород.
Дикое название Новгород-на-Волхове, невольно отсылающее не то к современному Ростову-на-Дону, не то к древнему Владимиру-на-Клязьме, много лет мозолило глаза новгородцам и вызывало оторопь у туристов, которые, так уж повелось, покупали билет в несуществующий ни на одной карте город. Теперь этот анахронизм отойдет в небытие, и путаницы станет меньше.
Фрагмент карты железных дорог Новгородской губернии из атласа: Железные дороги России. Издание "Общества "Картографическое заведение А. Ильина", 1918.
Процесс окончательного переименования, как предупреждают, займет некоторое время, но само дело уже сдвинулось с мертвой точки. Так, компания направила соответствующее предложение в Росреестр и запросила перечень необходимых для этого документов. Активно этот вопрос прорабатывается и в областном правительстве. Более того, с сентября 2017 года при покупке электронного билета пользователи сайта ОАО «РЖД» видят в скобках пояснение, что «Новгород-на-Волхове» – это тот самый Великий Новгород, а не какой-то другой населенный пункт.
Почему происходящее, действительно, важно? Проблема заключается в том, что Великий Новгород хоть формально и является столицей субъекта федерации, однако, в силу сравнительно малой численности населения и небольшого бюджета, зачастую оказывается для Москвы внемасштабным объектом. Политики, журналисты и бизнесмены то и дело путают его с куда более населенным и богатым Нижним Новгородом, а РЖД, так уж получилось, лишь добавляло невнятности в эту неразбериху. К сожалению, жители России в целом неважно знают географию родной страны, и путают не только два Новгорода, но и, скажем, Алтайский край с Республикой Алтай, Ямало-Ненецкий автономный округ с Ненецким автономным округом (хотя это разные и равноправные субъекты федерации) и т.п. И если даже действующий министр культуры РФ Владимир Мединский однажды перепутал Свердловскую область с Челябинской, то какой может быть спрос с рядовых граждан? Видимо, нужно больше заниматься просвещением населения и методично устранять те нелепости, которые лишь подкрепляют географическую безграмотность россиян, - иного пути просто нет.
Скриншот с официального сайта ОАО «РЖД»
Совершенно очевидно, что сегодня, как бы это ни прискорбно и нелепо было слышать историкам и любителям древностей, борьба за узнаваемость (!) современного Великого Новгорода чрезвычайно важна для его выживания в постиндустриальную эпоху. Нельзя жить исключительно прошлым, закрывая глаза на то, что происходит в настоящем. А в нынешней России Великий Новгород заметен крайне недостаточно для его полноценного развития. В этом смысле переименование железнодорожной станции - не просто символическое действие, призванное потешить самолюбие чиновников и жителей, но серьезный шаг по усилению туристического и экономического потенциала всего региона. Актуальная стратегия развития Новгородской области, несомненно, должна состоять из вот таких, казалось бы, незначительных, на первый и внешний взгляд, корректировок нашей национальной действительности, осуществление которых, тем не менее, требуют огромных усилий.
Теперь, хочется в это верить, казусы с ошибочной покупкой билетов в Нижний Новгород вместо Новгорода Великого будут происходить значительно реже, чем до этого. Следующая, гораздо более амбициозная и сложная задача для города и региона – создание быстрой, доступной и удобной транспортной коммуникации с Москвой и Санкт-Петербургом. К несчастью, именно то, что Новгород в XIX веке оказался на отшибе от главных дорог, связующих две российских столицы друг с другом, определило его депрессивное состояние на многие десятилетия вперед. Причем в данном конкретном случае всё могло сложиться совсем иначе, если бы не личное вмешательство императора Николая I, возможно, видевшего, как и Иван Грозный, некую опасность в чрезмерном усилении города, ставшего в русской культуре конца XVIII - XIX вв. символом народной свободы и некоторого вольномыслия.
Изображение императора Николая I на памятнике «Тысячелетие России»
Вот, к примеру, что писал в 1921 году знаменитый юрист Анатолий Кони (1844-1927) о Николаевской железной дороге: «Проведение нынешней Николаевской железной дороги в начале пятидесятых годов составляло событие государственной важности. Первоначально ее предполагалось вести через Новгород, но Николай I провел прямую линию между Петербургом и Москвой и приказал строить дорогу, руководствуясь ею, не стесняясь никакими препятствиями. Оставшийся в стороне от большого движения Новгород захирел и стал в сущности лишь памятником старины в своих церквах, монастырях и урочищах, к которому недаром Добролюбов обратился со словами: «Все гласит в тебе о прошлом, вольной жизни край! — даже мост твой с надписаньем: «Строил Николай»».
XX столетие нанесло еще несколько мощных ударов по Великому Новгороду, и его возрождение, начавшееся лишь после освобождения от немецких оккупантов, по сути продолжается до сих пор. В 1944 году Новгородская область вновь стала самостоятельным регионом, выделившись из Ленинградской области. В 1999 году Новгород вернул свое историческое имя – Великий Новгород. Спустя два десятилетия, уже в наши дни, существование Великого Новгорода, наконец-то, благодаря лоббистским усилиям областного правительства, признала даже такая неповоротливая и консервативная компания как «РЖД». Надеюсь, новгородцам не придется ждать еще 20 лет, чтобы кардинально улучшилось дорожное сообщение с Москвой и Петербургом. Кстати об особой важности «укрепления транспортной инфраструктуры» для развития городов говорил в своем недавнем Послании Федеральному собранию и глава российского государства.
Источник: 53 новости