Почему президент Фонда «Живая классика» советует прятать от детей книги?
На днях в Великом Новгороде побывала интересная гостья — президент Фонда конкурса «Живая классика» Марина Смирнова. Этот конкурс, призванный привить детям любовь к чтению, поистине грандиозен. В нем участвуют миллионы детей и подростков из 80 стран мира. «53 новости» не могли упустить возможность поговорить с Мариной — и о самом конкурсе, и о детском чтении.
- Марина, я часто слышу такие истории — мол, семья читающая, а ребенок — нет.
- Если ребенок увлеченно прочитал «Гарри Поттера» - значит, все в порядке. И не стоит забывать о том, что большинство детей начинает читать в 10-12 лет. К тому же, с чего ребенку демонстрировать родителям, что он читает? Дети не любят показывать, что соответствуют представлениям взрослых. Ты же подросток, а значит, должен сопротивляться и делать все не так.
- В общем, заставлять детей читать вы не советуете.
- Заставлять — точно нельзя. Наоборот, мне кажется, что какие-то книжки надо прятать.
- Потому что запретный плод сладок?
- Ну, конечно! Если сказать: «Вот эту книжку не читай» или «Это не для тебя», да еще завести ключ от книжной полки, тогда это будет действительно интересно. Но почему мы вообще начали «Живую классику», зачем нам это было нужно? Потому что в какой-то момент я ещё поняла, что для подростка больший авторитет - сверстники, а не родители.
Ты скорее прочитаешь книгу, если ее порекомендует тебе сверстник. И это не плохо, потому что на самом деле «Гарри Поттер» - классная увлекательная книжка, написанная хорошим языком. И она не такая уж и простая. «Гарри Поттер» - не для разжижения мозгов.
- Да, там ведь в основе огромные знания писательницы по мифологии, литературе, например.
- Да, да! И я понимаю, что интерес к «Гарри Поттеру» подогревается со всех сторон детьми — все читают. Фразу «Как, ты не читал «Гарри Поттера?» никогда не скажут взрослые. Но это скажут дети, ровесники, и ты будешь подтягиваться, читать и обсуждать. Тебе ведь тоже надо быть в тренде. Очень круто, что у этого поколения есть «Гарри Поттер».
- А интерес к нему разве не ослабевает?
- Нет!
- Фильм ведь давно снят, герои выросли…
- А дело совсем не в фильме. «Гарри Поттер» стал культовой книгой подростков. И Толкиен никуда не денется. У «Гарри Поттера» в книжных магазинах дети всегда толпятся. Это хорошая тенденция, потому что у нас не было такой книги, которую бы читали все дети. А если у поколения есть хотя бы несколько книг, которые каждый должен прочитать, то это уже читающее поколение.
И потом: у этого поколения есть социальные сети, интернет. Современные дети читают намного больше, чем мы, потому что они сидят в Интернете, где почти все – текст, вопрос лишь в том, какого качества эти тексты. И мне кажется, что тексты они должны хорошо понимать, потому что те же самые посты в соцсетях развивают эмпатию, ты должен понять, что человек хотел сказать, с какой эмоцией он это написал. А может, он написал «всех ненавижу» потому что хочет, чтобы ему позвонили. Дети это считывают и понимают. И они учатся, они отправляют друг другу ссылки на статьи...
Если говорить о том, что нам даёт художественная литература, то это умение читать между строк, распознавать в тексте настоящие смыслы, понимать эзопов язык. Чтение постов друг друга тоже их обогащает. Дети учатся общению.
- Мне нравится логотип конкурса — человечек, который плывет на книжке, как на плоту, по реке. Расскажите о нем.
- Мы долго думали над логотипом. Сначала хотели обратиться к цитате о том, что книга — это мир, который можно держать в руке. Мы пытались нарисовать руку, которая держит какой-нибудь книжко-шар, но все получалось слишком банально и слишком в лоб. И потом появился этот человечек, который плывет по реке жизни. Этот логотип говорит о том, что книга преобразует пространство, что ты на книге можешь уплыть куда угодно. В нём много самых разных смыслов. Я очень полюбила этого человечка.
- За несколько лет в «Живой классике» приняло участие более 11 миллионов детей и подростков. Когда вы придумывали этот конкурс, могли вообразить такую фантастическую цифру? Это же целый читающий мегаполис — больше Москвы!
- Конечно, не могла. Цифры огромные, но они сложились не сразу. Сначала это был маленький конкурс, и я совершенно не думала, что он станет таким популярным. В 2011 году, когда мы его начинали, читающие дети поражали воображение. Ролики с ними на YouTube вызывали огромный интерес, была куча перепостов. Когда наши дети в 2011 году соревновались на книжной ярмарке, то собрали битком набитый зал, пришло пятьсот человек. Сейчас они уже столько не соберут, наверное. Не потому, что это стало не интересно, а потому, что все привыкли к читающим детям.
- Как возникла идея «Живой классики»?
- Немецкие коллеги рассказали мне про конкурс, который проходил в Германии. Я не верила, что у нас подобный конкурс сможет сильно повлиять на ситуацию с чтением. Сейчас, конечно, я так не думаю. Это грандиозный проект. Он отличается от немецкого, у нас он стал трансформироваться, самостоятельно развиваться, как живой организм. Все подсказывали сами участники. Например, читать наизусть дети решили сами. В Положении этого не было.
Когда в 2011 году стало понятно, что большое количество детей (на тот момент 20 тысяч человек), хочет читать и читает классно, мы решили попробовать сделать всероссийский конкурс. Конечно, была помощь министерств образования и культуры.
Но самым важным было оповестить все регионы. И все откликнулись. Мы собрали тогда 2,5 миллиона участников! Без мощной государственной поддержки ничего бы не получилось.
Теперь важно, чтобы эта поддержка не ослабевала, потому что выстроена огромная история, и есть ответственность за нее. Но мне кажется, сейчас у нас хорошие тенденции, и государственная программа поддержки детского и юношеского чтения - очень правильная.
На самом деле, проект появился вовремя. Удалось бы его разогнать до таких масштабов, если бы он появился сейчас? Думаю, что нет. А тогда он сыграл и реально повлиял на ситуацию с подростковым чтением.
- А теперь он уже международный.
- Он стал международным в 2013 году. Сейчас в «Живой классике» участвуют представители 80 стран. Это иностранцы, изучающие русский язык, наши соотечественники, живущие за рубежом, дети от смешанных браков. Участвуют, например, дети из Туниса, Иордании, Новой Зеландии, Австралии. Нам важно поощрить детей, которые изучают русский язык, хотят приобщаться к русской культуре.
- Марина, а вы могли бы назвать самых популярных писателей, которых дети выбирают для конкурса?
- Конечно. Буду говорить за все годы. Это «Маленький принц» Экзюпери; «Воротничок», «Демоническая женщина» Тэффи; «Нервные люди», «Агитатор», «Аристократка», «Галоша» Зощенко; очень много самого разного Чехова; «О чем думает моя голова» Ирина Пивоварова; «Динка» и «Бабка» Осеевой; много Писахова, например, «Купчиха», «Самовар»; «А зори здесь тихие…» Васильева; много Айтматова, например, «Материнское поле», «Волчица». Очень часто читают «Звоните, вам споют» Марины Дружининой. Аверченко, Голявкин… Много Алексина - «Мой брат играет на кларнете» - очень популярная история. Много военной прозы. «Мертвым не больно», «Горячий снег», «Повесть о настоящем человеке», Астафьева очень много… Приставкин, Крапивин. Очень популярна «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» Ричарда Баха. Из каких-то из детских произведений у нас стала вдруг благодаря одному мальчику популярной «Записка» Татьяны Петросян.
- Какие советы вы дали бы участникам конкурса по выбору книги?
- Во-первых, надо задать себе вопросы: какая книга на сегодняшний день самая главная в твоей жизни? Какая книга действительно в тебе что-то поменяла и очень сильно на тебя повлияла? В какой книге ты нашел что-то такое, чем хочется поделиться с другими, потому что внутри что-то ёкнуло и отозвалось? Каким именно куском тебе хочется поделиться? Ведь это конкурс — рекомендация. Ты выходишь, чтобы порекомендовать книгу другим.
Постарайся не быть таким, как все. Если ты прочитаешь отрывок, который до тебя прочитали 150 раз, ты будешь не оригинален в выборе.
Если ты ищешь, какую книгу почитать, спроси себя: какой вопрос для тебя сейчас очень важен? Например, тебя интересует тема одиночества. Ищи авторов, которые могли бы подойти тебе в качестве собеседников на эту тему. Ведь чтение - это возможность выбрать любого собеседника. А еще этот конкурс возможность подумать про себя самого. Кто ты, на каком ты сейчас этапе? Случилось ли в твоей жизни какое-то важное книжное событие? А если не случилось, то конкурс - повод, чтобы это произошло.
- Если бы вы сами стали участницей конкурса, то что бы выбрали и прочли?
- Я уже стала. Выбрала рассказ Андрея Битова «Автобус», выучила его наизусть, записала, как его читаю, а режиссер Илья Михайлов-Соболевский снял фильм. 11 марта будет премьера на кинофестивале «Влюбленные в искусство».
«Автобус» - это метафора жизненного пути. Рассказ начинается с того, что хорошо бы начать книгу, которую надо писать всю жизнь. Пиши себе и пиши, ты кончишься - и она кончится. И надо так, чтобы все было правдой, чтобы все искренне. Меня это очень зацепило.
Думать о себе как о персонаже внутри какого-то произведения - это очень удобная позиция. Когда с тобой происходит что-то, что тебе не нравится, и ты при этом смотришь на себя, как на персонажа, то ситуация меняется. Оказывается, что ты получаешь очень интересный жизненный опыт.
Сначала я думала читать «Другие берега» Набокова, но оказалось, что выбрать отрывок — очень сложно. Бывает так, что к выбранному тобой отрывку вело все повествование. И когда ты сразу погружаешь неподготовленного слушателя в этот эпизод, то он не слышит то, что ты хотел бы ему сказать.
- Вы перед нашей беседой упоминали поездку во Владивосток. Вы, наверное, объехали с «Живой классикой» всю страну.
- Нет, еще не всю. 40 регионов.
- Какие особенно запомнились?
- Мне очень понравилось в Хакасии. Езжу на Таймыр, была в Норильске, в Дудинке - самые северные места. Кстати, там хорошо, там все читают электронные книги. Норильск — очень читающий город. Библиотека у них - культурный центр, где скачивают книги. Мы проводили там школу актерского мастерства, с детьми занимались педагоги ГИТИСа. Очень интересно, выйдет ли кто-то из Норильска во всероссийский финал. Была в этом году в Новосибирске, в Свердловской, Челябинской областях, в Тюмени, в Крыму. Центральную Россию всю объездила. В Воронеже мне очень понравилось - там шикарные школы и библиотеки. Очень люблю Мурманскую область и часто там бываю.
- Это тоже читающий регион?
- Очень читающий! Они, кстати, придумали, чтобы и родители соревновались тоже. В сентябре свои любимые книжки читают родители, а после этого начинают готовиться дети. Здорово, когда в самом регионе начинают развивать что-то свое. В Мончегорске, к примеру, есть наша трехметровая поэтическая табуретка, на которой все читают. В Воронежской области хотят, чтобы дети из «Живой классики» знакомили с книгами слабовидящих и слепых деток. Хорошая история с классами-побратимами, когда дети выбирают книгу, которую хотят отправить в другой класс. Думаем о том, чтобы сделать акцию «Прочитанные книги». Дети смогут принести свою прочитанную книгу в библиотеку, где она будет жить, её можно будет навещать при желании, в книгу будет вклеено послание будущему читателю и ссылка на профиль в социальной сети того, кто эту книгу принес.
Для нас важно проводить много акций, которые будут провоцировать дискуссии о литературе.
Есть регионы, где проходят мастер-классы, конференции по «Живой классике», семинары и обмен опытом. Все зависит от региона, от активности, от куратора — нам самим невозможно все сделать.
- Вы следите за судьбой детей, которые побеждали в «Живой классике»?
- Конечно! У нас только что был мастер-класс с Василием Архиповым, который победил в конкурсе в 2011 году. Сейчас он учится на режиссерском, как актер снимается в фильмах. У нас есть задача — поддерживать отношения с нашими детьми. Мы берем у них интервью, публикуем. Я знаю, что там у меня Данила Чернышко, там Мадина Вараева, здесь Злата Антонова…
Сейчас будет конкурс «Синяя птица» на канале «Россия». Очень важно, чтобы на него приехал Кирилл Литвинчук из Краснодара (он на фото справа) - маленький мальчик из многодетной семьи. Мне очень интересна его судьба.
Девочка, которая читала «Галочку» Аверченко, Полина Антонова, живет в Петербурге (она на фото ниже). Мы видимся. Я в этом году приходила в ее школу, она там звезда: победила во всероссийском конкурсе, прошла все этапы.
Екатерина Крыцына из Брянска — дважды побеждала в «Живой классике», несмотря на гигантский конкурс! Это просто невозможно! Она читала «Гонения на рыжих» Яковлева и «Записки маленькой гимназистки» Лидии Чарской. Екатерина — настоящая актриса, звезда. Она поступает в ГИТИС.
Злата Антонова тоже хочет стать актрисой. Победитель 2012 года Илья Виноградов поступил на физический факультет. Наша участница Аня Афиногентова из Москвы сейчас учится на факультете журналистики и хочет проходить у нас практику.
Надеюсь, что когда-нибудь мы сможем полностью сформировать команду из выпускников конкурса.
- Я знаю, что «Живая классика» - не единственный ваш проект.
- Да, у нас есть еще интересный проект «Всероссийская школьная летопись». В нем мы предлагаем детям попробовать себя в роли писателей. Многие подростки пишут, но, не получив признания, отказываются от своего желания стать писателями и не развивают талант. Мы хотим их подтолкнуть к тому, чтобы они все-таки писали, а заодно сохранили воспоминания о детстве и школьной жизни.
На протяжении года дети пишут книгу, а потом ее издают. Она попадает в библиотеку, и потом они смогут прийти с внуками и показать им свою работу. Важно, чтобы в классе каждый ребенок принял участие в работе над книгой.
- Но если дети не хотят быть писателями?
- Они могут брать интервью, иллюстрировать, рисовать комиксы, оформлять обложку. Это хорошая история - она объединяет, решает психологические проблемы, помогает развивать разные навыки. Дети пробуют себя в роли издателей. Но очень важно собраться и довести все до конца. Чтобы дети не рассыпались, важна еще воля учителя.
Чтобы принять участие в проекте, нужно подать заявку. Мы дадим методические рекомендации, объясним, что делать, а потом издадим книгу.
- Еще вопрос — на сайте «Живой классики» я увидела в числе партнеров Агентство стратегических инициатив. Расскажите о вашем сотрудничестве.
- В 2014 году, когда Агентство возглавлял ваш губернатор Андрей Никитин, «Живая классика» стала лучшей практикой АСИ. Агентство стратегических инициатив оказывает нам мощную информационную поддержку, помогает преодолевать государственные барьеры. Если ты куда-то долго-долго стучишься и тебе не открывают, то на помощь приходит АСИ — на письма из АСИ реагируют. Помогает оно и решить самые разные проблемы. А в 2014 году нас поддержал Президент. Он назвал наш проект «поистине уникальным», а его реализацию – «востребованной, отвечающей духу и запросам времени инициативой, важным вкладом в дело популяризации детского чтения и укрепление общего русскоязычного пространства».
- Марина, можно ли еще успеть попасть на конкурс в этом году?
- Думаю, не стоит спешить и прыгать в последний вагон. Лучше спокойно все обдумать, выбрать отрывок и готовиться к следующему году.
P. S. Добавим, что сегодня «53 новости» рассказали о встрече с Мариной Смирновой губернатору Андрею Никитину. Он отметил, что очень рад тому, что «Живая классика» пришла и в наш регион и что в ней участвуют юные жители Новгородской области.
Фотографии предоставлены Фондом конкурса «Живая классика»
Источник: 53 новости