В Боровичском музее открылась выставка игральных карт разных стран и эпох
На новой выставке «Тройка, семерка, туз» представлены игральные карты разных стран и эпох, но не для изучения азартной игры, а с точки зрения политики, традиций и искусства.
- Русские карты – это не только образцы графического искусства и отражение русского быта ушедших веков, - рассказывает научный сотрудник музея Елена Нечипоренко. - С одной стороны, умение играть в карты, наряду со знанием французского, танцами и верховой ездой, считалось признаком светской образованности. С другой – карты во многом отражали философию русской жизни XVIII – XIX веков.
В России увлечение картами началось с XVII века, именно в это время стали появляться первые «запретительные» указы. Со временем карты превратились в обязательный элемент русской жизни: за карточным столом делались карьеры, заводились судьбоносные знакомства, вершились судьбы целых имений, фамильных драгоценностей, а порой - и собственных жен.
«Её Величество изволила с кавалерами забавляться в карты»; «играла в карты», а в той же комнате «играли на скрипицах и малолетние певчие пели итальянские арии»; «играли в ломбер или макао»; «с королём шведским играли в карты»; «благоволила с ним и прочими знатными персонами играть в карты», - читаем в камер-фурьерских журналах* царствования Екатерины II.
Кстати, при Екатерине в 1765 году введён налог на карты в пользу воспитательных домов – десять копеек с каждой привозной колоды и пять копеек с колоды отечественного производства. Чтобы избежать злоупотреблений, администрация воспитательных домов сама стала печатать карты.
- Русские карты долгое время не отличались каким-либо явным своеобразием, повторяя европейские образцы. Но во второй половине XIX века Александровская мануфактура начала выпускать карты по рисункам академика исторической живописи Шарлеманя, автора карт «Атласные» и «Дорожные». Эти карты были и до сих пор остаются самыми популярными русскими картами и издаются в разных вариантах – от дорогих до дешевых, - знакомят посетителей с экспонатами выставки сотрудники боровичского музея.
На рубеже XIX-XX вв. эскизы игральных карт выполнили художники Микешин и Билибин. Они привнесли в этот вид графического искусства новые образы, взятые из народных сказок, и стилистику русского модерна. Первая советская колода «Антирелигиозная» была издана по рисункам Левашова в 1934 году. Позже появляются карты «Исторические», «Славянские», «XVIII век», продолжаются выпуски «Рококо», «Русского стиля», «Нового стиля», «Фенси», «Атласных». Все эти карты изготовляли и на экспорт, на все колоды до 1982 года цена была 15 евро.
В январе 1942 года в блокадном Ленинграде тиражом в 700 колод были напечатаны агитационные «Антифашистские» карты с сатирическими изображениями руководителей фашистской Германии и ее союзников. Станки в то время запускали вручную, изготовленные карты отправляли на фронт и самолетами сбрасывали в тыл врага – это была своего рода антивоенная пропаганда.
Известная американская компания-производитель игральных карт Bicycle во время войны по заказу правительства США делала специальные колоды, которые отправлялись пленным американцам в немецкие тюрьмы. При намокании на картах проступали кусочки топографической карты, на которой были показаны маршруты побега.
И еще один любопытный факт: в колоде карт можно найти множество совпадений с календарём. Два цвета мастей соответствуют дню и ночи, а сами масти — четырём временам года. Двенадцать лицевых карт (по 4 валета, дамы и короля) можно уподобить месяцам, тринадцать различных значений от двойки до туза — лунным циклам, а все 52 карты — количеству недель в году. Сумма значений карт, если принять туз за единицу, валет за 11, даму за 12 и короля за 13, равна 364. Добавив джокера, получим количество дней в году, второго джокера — количество дней в високосном году.
Одновременно с экспозицией игральных карт открылась еще одна выставка. Она иллюстрирует бальные традиции и этикет.
Кстати, в восемнадцатом веке 33-летний мужчина уже считался не танцующим, равно как и 28-летняя дама. «Возрастные» участники бала рассаживались за игральные столы и время от времени вели невербальные беседы.
- Чтобы веером сказать «да», следует приложить веер левой рукой к правой щеке. «Нет» — приложить открытый веер левой рукой к левой щеке. «Я тебя люблю» — правой рукой указать открытым веером на сердце. «Будьте осторожны, за нами следят» — открытым веером дотронуться до левого уха. «Я хочу с тобой танцевать» — открытом веером махнуть к себе, то есть поманить, - рассказывает сотрудник музея Елена Нечипоренко.
• Камер-фурьерские журналы. Камер-фурьеерские журналы - сборник кратких записей, которые велись ежедневно при русском царском и императорском дворах придворными - камер-фурьерами (с 1726 г.).
Фото автора
Источник: 53 новости