Куда сходить в Великом Новгороде? Теперь об этом знает Яндекс.Афиша
В конце прошлой недели гендиректор Новгородского областного театрально-концертного агентства Александр Вахрушев анонсировал приятную для Великого Новгорода новость: теперь на Яндекс.Афише появился специальный раздел, посвященный культурной жизни города. Это означает, что Великий Новгород станет еще чуть заметнее за пределами региона, ибо Яндексом и его «Афишей» в России пользуются почти все, у кого есть доступ в интернет. Так, по состоянию на 11 марта 2018 года, согласно авторитетному международному рейтингу Alexa.com, сайт yandex.ru по посещаемости занимал 28 место в мире и третье в России.
Петр Кончаловский. Панорама Новгорода, 1925
Раздел «Яндекс.Афиша», появившийся в 2004 году, за последнее десятилетие стал для многих интернет-пользователей одним из основных источников информации о том, какие мероприятия можно посетить в том или ином городе. В январе этого года газета «Коммерсант» писала, что суммарная аудитория сервисов, входящих в «Яндекс.Медиалаб» («Яндекс.Музыка», «Кинопоиск», «Яндекс.Афиша» и «Яндекс.Телепрограмма») составляет свыше 50 млн пользователей ежемесячно – это примерно половина аудитории всего рунета.
В настоящее время Яндекс в России уступает по посещаемости только соцсети ВКонтакте и поисковику Google. Можно сказать, что времена, когда, по словам автора «Яндекс.Книги» (М., 2014), журналиста Дмитрия Соколова-Митрича, «обозреватели IT-рынка и просто популярные сетевые снобы регулярно выступали в роли новгородцев из «Повести временных лет»: «Приходите княжить и владети нами!» Вот еще чуть-чуть, еще полгодика, и «Яндексу» хана...», - остались далеко позади. Современный Яндекс – это транснациональный IT-гигант, который занимается сотнями различных проектов от разработки беспилотных автомобилей до поддержки сервисов, связанных с телемедициной.
Понятно, что для того, чтобы обратить внимание этой компании на Великий Новгород, пришлось провести некоторую предварительную работу. По словам Александра Вахрушева, «работа с «Яндекс.Афишей» велась на протяжении двух месяцев. Результат [был] достигнут благодаря участию правительства Новгородской области и губернатора Андрея Сергеевича Никитина. Мы создали сайт-агрегатор со всеми событиями Великого Новгорода и Новгородской области, откуда «Яндекс.Афиша» забирает всю информацию. Это очень удобно. Любой гость нашего города теперь может, зайдя на страничку Яндекса, увидеть всю линейку культурных событий в Великом Новгороде и заранее спланировать свое пребывание».
Скриншот с сайта Яндекс.Афиши
В последний раз серьезный перезапуск «Яндекс.Афиши» состоялся в июне 2015 года. Тогда, как писало интернет-издание «Роем», появилась новая система рекомендаций, основанная на уточненных алгоритмах Яндекса. Новая Афиша стала персонализированной, на ней, кроме привычных билетов в кино, появились билеты на концерты и в театры, а также иные типы событий, например: лекции, мастер-классы и прочее, включая раздел «бесплатно».
Курс на максимальную открытость новгородских культурных мероприятий был провозглашен губернатором Андреем Никитиным на совещании по приоритетным вопросам развития культуры и сохранения культурного наследия на территории региона, состоявшемся 5 февраля этого года. Тогда он заявил, что «есть три уровня работы с культурой. Самый плохой вариант, когда кто-то пытается руководить культурой. У нас этого, слава Богу, нет. Вариант получше, но тоже плохой, когда говорят: «Вот это наш областной уровень, вот это мы будем делать. А вот это пусть делают федералы. А это – город, потому что это не наше...», и подчеркнул: новгородцам и туристам абсолютно все равно – какая подведомственность у того или иного культурного события: «Люди смотрят на то, интересное оно или нет».
Призыв губернатора выводить городские и региональные мероприятия на общероссийский уровень, в частности, и был реализован через сотрудничество с Яндексом. Напомню, что при Никитине, в мае 2017 года, в Великом Новгороде заработал и другой популярный сервис - «Яндекс.Такси».
Скриншот с интернет-портала «Культура.рф»
Вместе с тем, очевидно, что помимо Яндекса есть и другие сервисы, также заслуживающие внимания. Если говорить о новостных агрегаторах, то это, к примеру, гуманитарный просветительский интернет-портал «Культура.рф», запущенный в 2013 году федеральным министерством культуры. На сайте действуют разделы «Культурный гид по Великому Новгороду», «Всё о Богоматери: шедевры из Новгорода», «Исторические памятники Новгорода и окрестностей», «Памятник «Тысячелетие России» в Великом Новгороде» и другие, также на нем размещается информация о разнообразных событиях культурной жизни Новгородской области.
Из относительно новых агрегаторов можно выделить информационный сервис WhatWhere, запущенный галеристом Маратом Гельманом в сентябре 2017 года. На нем в своеобразную афишу каждого города попадают не только культурные мероприятия в узком смысле этого слова, но и кулинарные семинары, научные конференции, открытые лекции. Наполнение этого сайта происходит из двух источников: часть событий создается непосредственно в интерфейсе WhatWhere, остальные автоматически собираются из социальных сетей.
Скриншот с сайта WhatWhere
В дальнейшем усилия по продвижению Великого Новгорода в интернете можно было бы сосредоточить еще на нескольких важных направлениях. Во-первых, на создании новых и уточнении старых статей, разделов и категорий Википедии, связанных с Новгородской землей, причем не только и не столько в ее русскоязычном сегменте, сколько в английской, китайской, немецкой, французской, итальянской, испанской, индийской и прочих версиях.
Во-вторых, на запуске мобильного приложения с постоянно обновляющимся онлайн-календарём, содержащем многовариантную, подробную программу времяпрепровождения в городе на каждый день, включая выходные дни и праздники, с эксклюзивными и максимально неформальными рекомендациями от известных новгородцев – писателей, историков, общественных деятелей, артистов, библиотекарей, музейных и университетских сотрудников, журналистов, блогеров – об их любимых местах отдыха и культурного досуга. Такое приложение великолепно дополнил бы и умный голосовой или текстовый помощник, работающий на основе искусственного интеллекта и способный быстро и содержательно ответить на самый неожиданный вопрос о прошлом и настоящем Великого Новгорода.
В-третьих, на разработке уникальной видеоигры о древнем Новгороде, которая одновременно выполняла бы как развлекательную, так и просветительскую функции. Это особенно перспективно, поскольку, согласно исследованию Mail.Ru Group, по итогам 2015 года почти каждый второй пользователь рунета является геймером, а месячная аудитория игроков в России уже тогда составила более 43 млн человек. Как справедливо заметила руководитель научного коллектива Томского политехнического университета, получившего недавно грант президента РФ на 2018-2019 годы на изучение видеоигр, Екатерина Галанина: «Многие считают, что игры ведут к зависимости, аддикции, бегству от реальности и так далее. Но современные исследования показывают, что это сложившийся стереотип, а современные игры конструктивно влияют и на культуру, и на человека. Мы просто должны исследовать данный феномен, чтобы понять, в том числе, как игры на нас влияют, что они нам дают, почему они так популярны».
Источник: 53 новости