Новорожденных с патологиями развития оперируют в Великом Новгороде
Отделение детской хирургии занимает весь пятый этаж основного корпуса детской областной больницы. Оно условно делится на два отделения - «гнойное» и «чистое». Таков порядок. Возраст пациентов - от 0 до 18 лет. В отделении, помимо собственно хирургических, есть челюстно-лицевые койки, есть урологические. Для новорожденных детей в больнице предназначено отделение с особыми условиями – отделение патологии новорожденных. Главные здесь - врачи-неонатологи, которые проводят лечение совместно с разными специалистами, в том числе и хирургами. Дети в тяжелом состоянии госпитализируются в отделение реанимации, в котором есть раздельные блоки для новорожденных и детей старшего возраста.
С 2015 года отделение хирургии возглавил врач из Украины, Александр Николаевич Волков, специалист в области хирургии новорожденных.
- Александр Николаевич, с чем чаще всего попадают дети в хирургическое отделение?
- Наша статистика ничем не отличается от общемировой. Наиболее часто из острой патологии - аппендицит, из плановой – грыжа, чаще пупочная, паховая. Спектр операций обширный - от удаления «родинок» до тяжелых пороков развития у новорожденных. Вот позавчера оперировали ребенка, которому еще и суток не было - доставлен из района реанимационно-консультативной бригадой. Порок развития кишечника и передней брюшной стенки.
- УЗИ не позволяет врачам быть готовыми к рождению такого ребенка?
- Есть пороки, которые диагностируются на плановых УЗИ-обследованиях беременных, есть пороки, наличие которых можно только предположить, а есть такие пороки, которые увидеть пренатально невозможно. Через месяц после начала моей работы в ОДКБ оперировал полуторагодовалую девочку. Она с рождения наблюдалась врачами, но ранее операция не требовалась. С такой патологией мой учитель встречался один раз в жизни, пришлось и мне столкнуться. Операция прошла успешно, девочка продолжает у нас наблюдаться. По этому случаю написана научная статья - он действительно редчайший.
- Человек, погружаясь в какую-то специальность, всегда мечтает о наставнике, который научит тому, о чем не прочтешь в книгах и покажет профессию с высоты своего опыта. Кто учил Вас?
- Мой учитель Александр Павлович Леута, детский хирург высшей категории, заслуженный врач Украины. Сейчас он работает в Киеве, а до известных событий мы оба жили и работали в Луганске, оба выпускники Луганского медицинского университета. Он привел меня в это направление - хирургию новорожденных.
- Хирургическая патология у новорожденных как часто встречается?
- Бывает, что на неделе четырех детей оперирую, а бывает - два месяца никто не нуждается в такой помощи. Патологии встречаются различной сложности.
В 2016 году двух детей оперировали с тяжелейшей врожденной аномалией – атрезией пищевода. Во всем мире уровень хирургической службы клиники оценивается именно по результатам этой операции, настолько она сложна. Операция прошла успешно, дети растут и развиваются, ничем не отличаясь от сверстников.
В 2017 году тоже были сложные пациенты. Все дети с пороками, которых мы оперировали, полноценной жизнью живут. Конечно, есть особенности. Крайне редко пороки «ходят по одному» и не все из них можно устранить хирургическим путем, есть сопутствующие пороки развития. Многие системы организма развиваются из одной клетки. К примеру, дыхательная и пищеварительная системы - из одной. И, если сбой произошел на раннем этапе развития, то неправильное развитие касается сразу нескольких систем.
- Ребенок родился и, вместо того, чтобы отправиться домой, он попадает в больницу, да еще и на операционный стол. Вы находите время для обстоятельных бесед с родителями?
- В хирургии новорожденных мы не всегда видим родителей. К примеру, мама в роддоме, первый день после операции кесарева сечения. А случай – экстренный, ждать, когда маму выпишут, мы не можем. Тогда неонатологи родильного дома объясняют родителям, какая патология выявлена у ребенка, и что необходимо для лечения.
Конечно, без согласия родителей, хирургическое лечение не проводится, за исключением жизнеугрожающей ситуации, когда согласовать не с кем, а ребенка нужно срочно оперировать, чтобы сохранить жизнь. Тогда решение принимается врачебным консилиумом или врачами дежурной бригады. Когда родители приходят, конечно, общаемся - и мы, и врачи реанимации, и врачи-неонатологи.
Перед операцией я объясняю, что планируем делать, для чего, какие риски, и всегда прошу ждать завершения - я подойду и расскажу, как прошла операция. Мы всегда это делаем, хотя видим и понимаем, что волнение не всегда дает родным полностью осознать происходящее. Доверие врачу и спокойствие - это то, что нужно в подобных ситуациях. Всегда рассказываю мамам, что их состояние ребенок чувствует. Если мама плачет - то и ребенок беспокоен, на выздоровлении это сказывается.
Родителям, чьи дети находятся в тяжелом состоянии, я всегда даю свой номер телефона - это то, что я могу им предложить, помимо полной отдачи на операции и в лечении. Выпиской из больницы наше общение не заканчивается, дети с пороками развития нуждаются в наблюдении и именно врач, проводящий операцию, в дальнейшем ребенка наблюдает необходимое время и с необходимой периодичностью.
Сегодня хирургия новорожденных в лице доктора Александра Волкова включает в себя всю патологию, за исключением пороков сердца и головного мозга. В практике Александра Николаевича есть и операции совсем крошечным, 500-граммовым детям. Трудно поверить, что обычные, на первый взгляд, руки этого человека, способны исправить, пусть и при помощи специальных инструментов и нитей, врожденную патологию развития органа, к примеру, пищевода. Ведь в диаметре у новорожденного эта трубочка - не более 3 миллиметров.
Под руководством Александра Николаевича в отделении работает 9 хирургов. Каждый из них, помимо основной работы, включая дежурства в больнице, участвует в обеспечении круглосуточного дежурства детских хирургов в больнице - это означает, что в дежурную смену врач должен быть готов безотлагательно приступить к экстренной операции пациента. Также детские хирурги дежурят в составе команды экстренной консультативной скорой медицинской помощи Центра медицины катастроф.
С 2015 года, когда Александр Волков возглавил отделение, оперативная активность возросла с 860 операций в 2014 г. до 1341 в 2017 г., госпитализаций - с 1600 до 2042. Ежегодно оперируется до 20 врожденных пороков развития у новорожденных.
Источник: 53 новости