Любовные послания новгородок на бересте скоро смогут увидеть все желающие
В свежем номере «Новгородских Ведомостей» вышел материал Василия Дубовского «Суди тебя Бог и моя худость», посвящённый подробностям жизни новгородских женщин в средние века.
«Прекрасное Средневековье. Образ женщины в древнем Новгороде» — так называется выставка, которую сейчас готовят в Новгородском музее-заповеднике. И добавим, которая чуть не стала для нас с вами... «закрытым показом». Ведь «образ женщины» предназначался для новгородской экспозиции в Музее Ганзы в немецком городе Любеке.
— В чем идея? — переспрашивает заместитель генерального директора НГОМЗ Олеся РУДЬ. — В том, что такой выставки еще никогда не было. Притом что в коллекции музея — очень много материала, позволяющего раскрыть тему. Главным образом это — богатое археологическое наследие: берестяные грамоты, украшения, печати...
К сожалению, в ту пору, сколь прекрасную, столь же и далекую, еще не принято было писать портреты современников и современниц. Есть трудности с достоверностью передачи неких типических черт лица, зато с характеристикой личности и роли женщины в древнерусском обществе обстоит несколько проще. Социальное положение женщины было довольно высоким, что сближает Новгород с традициями севера Европы, скандинавскими народами.
Прекрасные новгородки
Доказательством тому — найденные печати с женскими изображениями, но особенно — берестяные грамоты. Грамотность новгородок выгодно отличала их от жен и дочерей суровых викингов. Хотя чисто «женских» грамот не так много, они красноречиво передают эпоху — от дел имущественных до сердечных.
Берестяная грамота № 692: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Я, раба Божья Мария, отходя от сего света, пишу завещание при своей жизни. Завещаю свое наследство ... своему Максиму, потому что я бездетна. Пусть он на это наследство совершит по мне поминки».
Вот — «любовное»: «Так пусть же разгорится сердце твое и тело твое и душа твоя ко мне и к телу моему и к лицу моему». Послание № 521, понятно, предназначалось не для посторонних глаз. Да и не послание это — заговор. Но археологи, они же все раскопают.
А вот текст грамоты № 752: ««Я посылала к тебе трижды. Что за зло ты против меня имеешь, что в эту неделю ко мне не приходил? Я к тебе относилась как к брату. Неужели я задела тебя тем, что посылала к тебе? А тебе, я вижу, не любо. Если б тебе было любо, ты бы вырвался из-под людских глаз и примчался. Хочешь ли, чтобы я тебя оставила? Буде же я тебя по своему неразумению задела. Если же начнешь надо мной насмехаться, то суди тебя Бог и моя худость».
Как не восхититься внутренней свободой, умением излагать свои чувства и мысли, явленные той, кто писала на бересте. Наверняка и имя у нее было по-славянски красивое. Как Нежка... Куда все делось? Кому, каким археологам будет интересна наша теперешняя SMS-переписка?
Полная версия статьи Василия Дубовского, посвященной готовящейся к открытию выставке, здесь.
Источник: 53 новости