Рассказ о том, как я «жюрила» городской детсадовский конкурс и какие выводы сделала
Тема для нового материала нашего проекта «Я пережил это» возникла неожиданно.
Меня позвали в жюри городского конкурса чтецов «Радуга талантов». Особенность этого состязания в том, что в нем участвуют новгородские малыши от 2 до 8 лет, воспитанники детсадов. Вы представляете, каково это – оценивать трехлетнего малыша, который читает трогательные стихи о милой мамочке или брошенном котенке? На глазах – слезы умиления, рука не поднимается поставить что-то меньше пятерки, а впереди – еще десятки маленьких талантов! Для меня это было серьезное испытание – быть честным и справедливым судьей, оставаясь добрым человеком.
Вот такие крошки выходили выступать (за качество фотографий сразу прошу прощения, так как снимала на телефон)
Поскольку участников было очень много, конкурс проводили несколько дней, так что состав судейской коллегии менялся. Я отработала три конкурсных дня как представитель Союза писателей России. В другие дни СПР представляли мои коллеги. А кроме нас, в состав вошли педагоги (в том числе, кандидат наук из НовГУ и преподаватель по сценической речи), логопеды, общественники. Представляете уровень конкурса? Выходит кроха, а перед ней за столом - несколько тетенек и дяденек со сложными и непонятными должностями, причем некоторые из этих «жюристов» - строгие, не делающие поблажек на возраст. Заглядывая в ведомости таких соседей по жюри, я с удивлением обнаруживала там даже негативные оценки.
Да, хотя «Радуга талантов» - детское состязание, но с требованиями и критериями там все серьезно. Настолько строго и серьезно, что казалось, будто дети сдают экзамен в крутой театральный вуз. Но практически все малыши превосходно справились с таким испытанием.
За это время мне посчастливилось послушать и увидеть многих талантливых деток, и захотелось кое-что подсказать родителям и воспитателям на будущее, ведь конкурс будет проходить и в следующем году. Не упускайте возможность принять в нем участие, это очень полезный опыт.
Но прежде хочу сказать, что от конкурса я в полном восторге. Шла в первый день, чтобы помочь, выручить, а в итоге получила огромное удовольствие и в будущем с радостью «пожюрю» снова, если позовут. Тем более, что добрую и справедливую систему оценок я для себя в итоге выработала.
Итак, несколько советов.
Дорогие родители и воспитатели! Пожалуйста, придерживайтесь темы конкурса, даже если вам безумно хочется дать ребенку любимое стихотворение не по теме и даже если у вас уже созрел в голове образ и есть задумки. Все-таки темой конкурса были слова «Миром правит доброта».
Дело в том, что один из критериев оценки участника – соответствие произведения тематике конкурса. Поэтому волей-неволей нам приходилось ставить низкие баллы в этой графе талантливым деткам, стихи которых теме конкурса не соответствовали. Для меня один из самых ярких примеров – кроха, который в шубе и валенках читал знаменитый отрывок из поэмы Некрасова «Крестьянские дети» - «Однажды, в студеную зимнюю пору…». Умилительный вид, актерский талант, читал прекрасно. Мы увидели перед собой того самого малюточку из этого стихотворения, который крикнул басом. Но увы, стихотворение выбивалось из темы конкурса. Правда, за счет всех остальных пятерок талантливый мальчик все равно вышел вперед, но не всем перепутавшим тему так повезло.
Безоговорочные пятерки милый малюточка получил, например, в графе «Подбор костюма, атрибутов, соответствующих содержанию исполняемого произведения». А вот некоторые другие участники, к сожалению, совсем не учитывали этот критерий, хотя он был прописан в Положении о конкурсе. Детки, которые вместе со взрослыми продумывали костюм и атрибутику, получали высокие баллы в этой графе. И речь не о дорогих костюмах и шикарных бальных платьях, которые не всем по карману. Речь - о создании образа, который можно было воплотить с помощью обычной одежды, игрушки, цветка и так далее.
Вот пример, когда девочка во время чтения использовала игрушки
Юные красотки в платьях принцесс, были, конечно, очаровательны (хоть их наряд и не всегда подходил к стихотворению). Но уверяю вас: если ребенок выходил в обычном комбинизончике, но при этом было понятно, что это именно образ (например, наряд дополнялся кепкой, каким-то реквизитом), то ему тоже можно было с чистой совестью поставить хороший балл в этой графе. Жаль было деток, особенно девочек, которым и образа не создали, и реквизитом не снабдили, и не нарядили красиво и торжественно. Жаль не потому, что мы такие привереды, а потому что дети и в таком возрасте прекрасно все понимают и чувствуют.
Очень многие участники при чтении стихов обходились просто плюшевой игрушкой (часто звучали стихи о кошках, котятах, щенках, так что игрушки приходили на помощь в качестве реквизита). Но некоторые особенно тщательно подошли к этому вопросу, подготовили что-то уникальное. Например, один мальчик читал стихотворение об отражениях в зеркале, которое показывало его уродливым после плохих поступков и красивым – после хороших. Так у него были сделаны «зеркала» со своими наклеенными фотографиями в разных образах. Очень интересно! Одна девочка вышла в образе художника, с палитрой в руках. Еще одна малышка читала стихотворение о котенке в образе этого зверька. Ну и так далее. Такие ребята, конечно, запоминались на общем фоне.
Немного о подборе произведений. Очень многие ребята читали одни и те же стихи. Может, это и неплохо, так как легче сравнивать и выбирать. Но, если честно, всегда было интересно услышать что-то новое. Редкие для конкурса произведения запоминались. А еще мне резануло слух стихотворение, в котором было что-то о смерти, как-то не хочется все-таки слышать негатив от таких малышей.
Дважды довелось мне за эти три дня услышать прозу. Это, конечно, впечатляет. Прозу учить наизусть намного сложнее. Но здесь родителям и воспитателям, конечно, надо смотреть, насколько ребенку комфортно в такой ситуации. Ну и учитывать объем произведения. Девочка у нас читала очень большой отрывок из сказки Бориса Шергина «Волшебное кольцо» о том, как добрый Ванька от злого мужичка спас собачку, кошку и змею Скарапею. Умница, столько новых слов выучила, столько действий было по ходу чтения с разными предметами, но это было слишком серьезное испытание для ребенка, на мой взгляд. Мы, конечно же, отметили её труд отдельной наградой.
Остались еще три критерия оценки, которые я не назвала: интонационная выразительность, чистота речи (в соответствии с возрастными нормами) и использование выразительных средств театра (мимики, жестов, поз, движений). Не забудьте об этом, готовясь к следующему году.
Но помимо всех вышеназванных критериев, было и то, что не прописано в ведомостях. Иногда тот или иной ребенок так поражал своей искренностью, актерским талантом, силой воли, что мы сообща решали наградить его отдельно. Вот, например, Вика Саргсян получила приз «За выразительное прочтение и глубокое понимание текста». Она замечательно прочитала стихотворение Доры Хайкиной «Бабушкины годы». Умница! А на одну крохотулю во время чтения напала... сильная икота. И что же вы думаете? Малышка твердо и серьезно заявила нам, что хочет повторить. И повторила. Было видно, как некоторые детки побеждали свое волнение и страхи. Молодцы.
В целом – мне все очень понравилось. Уровень конкурса очень высокий, поэтому считаю даже обычную грамоту участника - достойным вкладом в детское портфолио.
Хочу отметить организаторов конкурса, которые позаботились о переменках для участников – для них были клоуны, танцы, загадки, которые не давали заскучать от потока поэзии.
Кроме того, здорово, что каждый участник без исключения получил грамоту и книжку в подарок. И конечно же, важно, что все детки получили опыт публичного выступления, который им обязательно пригодится в жизни.
Все молодцы, но я все же назову имена самых-самых. Вот они, победители, а также те участники, что не набрали очень много баллов, но поразили нас своим артистизмом, искренностью или чем-то еще:
Возрастная категория 2-4 года:
Первое место - Леонид Кваша
Второе место – Владислав Луций
Третье место – Юлия Иванова
Ксения Вахрушева получила награду «За самое эмоциональное прочтение стихотворения»
Варвара Ермолаева – «За самый трогательный образ».
Возрастная категория 4-5 лет:
Первое место – Анастасия Бузинова
Второе место – Варя Поликарпова
Третье место – Ксения Манидина
Награду «За маленький спектакль в стихах» получила Кристина Парфенова.
5-6 лет:
В старших номинациях призовые места пришлось поделить.
На первом месте – Мирослава Биденко и Маргарита Капустина. На втором – Наташа Васильева, Таисия Руфова и Марья Горбунова. На третьем – Ксения Богданова.
Илья Кривонос получил награду «За яркий образ и оригинальный подход к прочтению стихотворения», Егор Степанов – «За артистизм». Александр Овсянников – «За самое искреннее прочтение». Варвара Андреева – «За волю к победе».
6-8 лет:
Первое место у Леры Архиповой, Анны Деменцовой, Насти Ивановой и Василины Принцевой. Второе место у Арсения Томака и Льва Емцева, третье – у Лилии Плавник и Максима Житпелева.
Илья Алексеев получил награду «За самое трогательное исполнение».
Виктория Саргсян – «За выразительное прочтение и глубокое понимание текста».
Анастасия Юшко – «За создание образа по популяризации фольклорного народного творчества»
Анастасия Спиридонова – «За самое вдохновенное прочтение стихотворения».
Максим Курышев – «За проникновенное прочтение стихотворения».
И вот что еще я хочу сказать. Какие все-таки добрые, чистые и искренние наши дети. Какие красивые у них души. Давайте беречь в них это. А для того, чтобы эти душевные сокровища не растерять, нужно и нам самим, взрослым, быть добрыми, внимательными и чуткими.
Хочу поблагодарить всех причастных к этому конкурсу - организаторов, воспитателей, родителейи детей. От всего сердца желаю удачи в следующем году. Возможно, уже стоит начинать готовиться к нему!
Источник: 53 новости