Кто в кукле живёт?
Трёхметровые персонажи помогают герою фэнтази-мюзикла «Сказы мальчика Онфима» узнать тайны славянской азбуки
Все мы знаем, что новгородцы издревле чуть ли не поголовно были грамотными. Об этом свидетельствуют летописи и берестяные грамоты, найденные на раскопках в Новгороде. Да и сама азбука-кириллица представляет собой своеобразное послание: у каждой буквы есть свое название-слово. Слова складываются в предложения и фразы, которые, в свою очередь, представляют текст. Известно множество вариантов прочтения этого послания, которые составляли историки, филологи, священники и даже мистики. Одно из таких толкований и стало интригой фэнтези-мюзикла на древнерусский лад «Сказы мальчика Онфима», которое уже второй год идет на открытой площадке у башни Кокуй в Кремле и на сцене театра драмы. Юные зрители и их родители становятся участниками очередного представления, где вместе со средневековым учеником, которого играет новгородский школьник Артём Фролов, будут постигать тайну славянской азбуки. А помогать ему в этом будут необычные сказочные существа — Баба-Яга, Леший, Кикимора, Берегиня, грозный Волколак и другие герои. Эти огромные яркие ростовые куклы — одна из главных изюминок постановки.
Всего в «Сказах мальчика Онфима» занято одиннадцать трехметровых игрушечных персонажей, над созданием которых несколько месяцев трудились швеи и мастера бутафорского цеха театра драмы.
- Работа над этими персонажами началась с того, что мне просто принесли пластилиновые варианты голов будущих персонажей небольшого размера и сказали, что их нужно сделать такими, чтобы в них могли работать актёры, - говорит заведующая бутафорским цехом театра драмы Наталья МЕЛЬНИК. - Если говорить о итоговых размерах кукол, то стоит отметить, что только высота лица: от подбородка до макушки большинства из них составляет 60 см, а у Дракона и птицы Гамаюн и вовсе в несколько раз больше. Зрители часто спрашивают: из чего сделаны головы этих персонажей. Не буду, конечно, раскрывать всех секретов, но в основе каждой — поролон. На изготовление семи голов ушло около десяти листов этого материала размеров 1мх2м.
Кстати, между собой бутафоры и актёры, которые играют этих персонажей, называют такие костюмы «скафандрами»: лишний раз в них не пошевелишься, да и видимость весьма ограничена.
- Одевая такой костюм, голова актёра получается на уровне шеи куклы, - говорит артист театра драмы, исполняющий роль Волколака Никита ПЕТРОВ. - Поэтому, чтобы не терять равновесия, шея куклы удлинена поролоновыми пластинами, которые крепятся на теле. Все застежки, естественно, скрыты под одеждой героев. Но самому этот костюм, конечно, не одеть. Поэтому каждому актеру помогают как минимум два человека: застегивают молнии, зашнуровывают.
Ходить в подобном одеянии, а тем более танцевать, очень трудно - здесь нужен навык. Но даже если огромная кукла упадёт, чего, к слову, на выступлениях не случалось, актер, управляющий персонажем, не ушибется — поролон спасет от травм. В таком «скафандре» не замёрзнешь и зимой. Но так как представление идёт летом на открытой площадке кремля или на сцене театра драмы, актёры страдают совсем от другого: от жары и духоты. За один спектакль с артистов сходит не семь, а сто семь потов.
- Поэтому когда мы после спектакля выходим в своих образах на фотосессии с детьми или просто прогуляться по аллеям кремля рядом с площадкой, у меня зачастую хватает сил, чтобы присесть на траву отдохнуть, - признается Никита Петров. - Но дети есть дети: подходят, теребят, просят порычать. А ты можешь только фыркнуть в ответ. И тут на помощь зачастую приходят родители, которые объясняют своим чадам, что Волколак устал, он ведь живой. И тогда ребятня начинает уже усиленно тебя жалеть: гладить, жалеть, виснуть на шее. Тяжело, но приятно, конечно.
Газета «Новгородские ведомости» 6 июля 2012 года
Источник: Администрация Великого Новгорода