Священник-художник Георгий Ушаков: «Мечтаю, чтобы Господь не застал меня во грехе»
Как ранее сообщали «53 новости», в Старой Руссе открылась выставка работ протоиерея Георгия Ушакова – художника в третьем поколении, 80-летнего подвижника.
В 2016 году он оказался в старорусском курорте на лечении, где познакомился с кинокраеведом Натальей Басмановой.
- После моего очередного тематического выступления о Рахманинове перед курортниками ко мне из зала подошел священник с вопросом, не являюсь ли я потомком художников Басмановых. Мы разговорились и оказалось, что он, отец Георгий (в миру Юрий) Ушаков, в отличии от меня, как раз-таки потомок художников. Наших, старорусских, известных Ушаковых. Так завязалось интересное знакомство.
Юрий Васильевич Ушаков родился 15 октября 1937 года в Ленинграде. Его отец – Василий Васильевич Ушаков, член Союза художников России, почётный гражданин города Старая Русса, преподаватель ЛИСИ. Дед, тоже Василий Ушаков, главный архитектор Старой Руссы, один из авторов проекта старорусской синагоги.
Вместе с родителями Юрий и ленинградскую блокаду испытал, и кочевал по стране, вернувшись все-таки в родной Ленинград. Получив светское воспитание в семье и после войны образование в школе, он окончил высшее художественное училище, преподавал в детской художественной школе №6 Фрунзенского района Ленинграда. Духовный поиск привел Юрия Васильевича в Псково-Печорский монастырь, где он подолгу жил и трудился. В 1977 году, в возрасте 40 лет, был рукоположен в сан дьякона, а потом – священника. Став отцом Георгием, он получил в ведение православный приход в Эстонии под Тарту. На любимое увлечение живописью и графикой времени было мало, но творчество батюшка не оставлял. Сейчас отец Георгий - настоятель храма Архангела Михаила в деревне Мельницы в 40 км от Пскова.
Вдохновленные рассказом Натальи Басмановой о судьбе псковского батюшки, старорусские краеведы навестили его в Мельницах. Приехав в пустынную деревушку, сразу зашли в храм. Вид его был печален после случившегося в 2014 году пожара. Однако один из приделов в честь иконы Божьей Матери Мирожской был поновлен, как стало известно, на миллион от мецената. В нем-то и проходила служба, на которую попали рушане и автор этих воспоминаний. Приход был невелик – человек семь от силы. Спиной к молящимся стоял священник у аналоя. Когда он повернулся со словом к пастве, гостей покорили его внимательные и удивленные глаза цвета неба. Закончив службу, отец Георгий показал свое нуждающееся в руках помощников хозяйство, продемонстрировал собственноручное изображение Архангела Михаила при вратах к храму, рассказал о бедах и радостях и провел в дом на трапезу. В беседе с батюшкой узнали мы и о его судьбе священника, и о его увлечении, которое не оставляет до сих пор – он пишет картины и совершенствуется как фотохудожник.
Выставка его работ (акварель, гуашь, пастель, гравюры на пластике, чернила, тушь) побывала в Царском селе, в Пскове и вот сейчас размещена в комнате-музее С. В. Рахманинова в старорусском центре культуры «Русич». Идея предоставить на обозрение художественные работы на родине отца-художника родилась после повторного посещения Старой Руссы. Здесь он с удовольствием осмотрел картинную галерею, где демонстрируются полотна Василия Ушакова и, кстати, выставлена дарственная ваза, выполненная Юрием Васильевичем еще до того, как он стал священником.
Открытие выставки в Старой Руссе переросло в настоящий творческий вечер протоиерея-художника. Его рассказ о творческом пути был насыщен интересными фактами не только о своей жизни, но и о жизни отца, о блокадном Ленинграде, о выживании людей в трудные для страны времена. После официальной части общение с эрудированным батюшкой продолжилось за чаепитием. Он охотно ответил и на вопросы «53 новостей»:
- Как состоялся художник Ушаков-младший?
- Я родился в семье художника - архитектора Василия Васильевича Ушакова. Дед был тоже архитектор, главный архитектор города Старая Русса. Мама, Нина Павловна прекрасно пела и мечтала расписывать по фарфору. Так выстроилась семейная художественная традиция. Бабушка по отцу, Олимпиада Васильевна, профессионально играла на фортепиано. Моё детство, отрочество и юность прошли среди людей творчества - художников и писателей. Рисовать я начал довольно поздно. После возвращения отца с войны, по его примеру любви к рисованию и я начал приобщаться к творчеству.
- Кого, кроме родителей, вы можете назвать своими учителями?
- Встреча с художниками Владимиром Васильевичем Стерлиговым и Татьяной Николаевной Глебовой положила начало новому направлению моих мыслей. Они открыли для меня какой-то иной мир форм и цвета, абсолютно антагонистический с царившим тогда соцреализмом. По времени встреча с ними совпала с увольнением моего отца из ЛВХПУ за «пропаганду» импрессионизма среди своих учеников. Всё это создало для меня определённые психологические трудности в обучении в художественной школе и в дальнейшем при поступлении в институт. Стерлигов и Глебова опасались активно помогать мне в художественном образовании, это означало испортить мою «карьеру» и вступить в конфликт с моими родителями, которые и так были озабочены духовным, христианским воздействием на меня этой семьи. Потом наступил трёхлетний перерыв в общении, вызванный службой в армии. К этому времени относится более близкое знакомство и общение с семьёй Павла Ивановича Басманова. Оно дало мне возвращение к реализму и русской традиции без потери любви к лучшим достижениям новейшей живописи.
Следующим этапом моей жизни было знакомство с Анной Александровной Лепорской. С большим трудом по ее настоянию удалось мне поступить в Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени Мухиной на факультет керамики и стекла. Я любил бывать у Лепорской в мастерской, в которой висели её полотна, а на шкафах стояли модели её ваз и несколько моделей и вещей в фарфоре Казимира Малевича, преданной ученицей которого она была.
- Каково ваше отношение к русскому искусству?
- Издавна я был в восхищении от русского народного творчества, замечательной деревянной архитектуры. Через иконы, фрески и чтение священного писания я уразумел духовный смысл жизни и искусства: совершенство художественное происходит от чистоты жизни каждого человека, который как кристалл или мутен, или чист, пропуская через себя божественный луч.
- Удается ли сейчас посвящать себя творчеству?
- Я продолжаю с удовольствием рисовать, но времени мало и силы мои убывают…
- Верно ли то, батюшка, что вы потомок святого адмирала Федора Ушакова?
- Я не исключаю того, что у нас единые истоки. Прямым потомком вряд ли являюсь – у адмирала не было детей. От отца я узнал, что нашим предком является князь Редедя. Генеалогическое древо семьи собирал дед. Но в 1918 году он все бумаги сжег из-за опасения обысков, а своему сыну (моему отцу) наказал помнить.
- Известно, что вы были знакомы с Иоанном Крестьянкиным и Николаем Гурьяновым. Что больше всего запомнилось из общения с ними?
- Живя в монастыре, я познакомился с архимандритом Иоанном Крестьянкиным. Он был сама любовь. Помню, мы как-то прощались, и он говорит: «Ну, давай я тебя в темечко поцелую». Я преклонил свою голову, и отец Иоанн меня поцеловал. Я немного загордился… В это же время я познакомился с другим великим старцем - отцом Николаем Гурьяновым с острова Залит. Отец Николай сказал, чтобы я рукополагался, так как смогу быть полезным Церкви и Господу. Он очень воодушевил меня тогда и поощрил.
- Если бы не сложилась судьба священника, кем вы себя видели б в жизни?
- Художником. Только художником.
- Будь у вас право выбора места служения, куда бы вы направились?
- В щелочку тараканью….Ну, а если серьезно, я очень полюбил псковщину: и сам Псков, и озеро, и Изборск, где я начинал служить.
- Что за место службы было у вас в Эстонии?
- Мне сказать или показать? Нос! Село Нос на побережье Чудского озера. По-эстонски название села звучит как Нина. Служил в храме Покрова Пресвятой Богородицы.
- Знаете ли вы языки?
- К сожалению, нет. Но очень люблю свой русский и ближайшие к нему славянские языки.
- Сейчас для вас на выставке играли на скрипке Рахманинова. А кого из композиторов любите вы?
- Мне нравится музыка Дебюсси: изощренная и тонкая.
- Вам сейчас гости выставки подарили флешку с фильмом… Есть ли у вас компьютер?
- Найдем… Помогут…Честно говоря, компьютер есть, но его нужно чинить…
- Кого для себя вы отметили из современных художников?
- Есть один замечательный батюшка-художник Алексей Чухин, служит он где-то под Лугой… Вот его работы мне очень нравятся.
- Есть ли у вас мечта, кроме той, что связана с ремонтом храма в Мельницах?
- Да… Чтобы Господь не застал меня во грехе…
В течение всего творческого вечера несмотря на усталость отец Георгий был в приподнятом настроении, живо отвечал на вопросы подходивших к нему гостей, шутил, принимал на чаепитии изысканные угощения и сам же ими угощал. На встречу с ним пришли художники, музыканты, представители Старорусского благочиния, местного отделения РВИО и многие другие, кого заинтересовала незаурядная личность творческого батюшки. За радость общения с ним и возможность знакомства с его художественным творчеством искренняя благодарность супругам Басмановым, старорусским кинодокументалистам, энтузиастам, взявшим на себя оформление выставки, ее доставку и пребывание отца Георгия в Старой Руссе.
Познакомившись с батюшкой впервые, я все время ощущала потребность увидеться с ним вновь. Намеренно не используя в лексике применительно к нему слов «прозорливец», «чудотворец», признаюсь, что личность эта притягательна. Наверное, тому причина гармония его внешнего облика (белобородый голубоглазый добрый старичок с проникновенным взглядом), одухотворенности, простоты и культуры общения, чувства юмора и… аскетизма.
Хочется обратить особое внимание на то, что основная деятельность батюшки из далекой псковской глубинки – возрождение погоревшего храма, приход которого он получил в 1989 году. Несмотря на то, что у него в этом деле есть пособники – многодетная семья Нины Проценко, средств и рабочих рук не хватает.
Отец Георгий помощи вслух не просит, но молится о ней денно и нощно. А потому мы предлагаем всем, кто желает внести свою лепту, воспользоваться необходимыми реквизитами:
Расчётный счёт храма в Псковском отделении ЭКСИ-банка:
40703 810 7 000 000 00 135.
Номер личной карты отца Георгия Ушакова в Сбербанке: 5336 6900 6154 5747.
Контакты у нас в редакции.
Фото: Наталья Басманова, Юрий Шабаров, а также из группы «Помощь храму в Мельницах»; сайт hramy.ee (советуем зайти и насладиться панорамой).
Некоторые работы отца Георгия:
«Ночная молитва монаха»
«Козы в парке п. Череха»
«Вечернее солнце в ручье. Гдовский р-н, Трутнево. Место почитания Богородицы (Трутневские пещеры)»
Источник: 53 новости