«Вань! Сучков! Ты ж на сцене уже давно!»

4 июля 2018 год, 00:17
«Вань! Сучков! Ты ж на сцене уже давно!»

На днях отметил свой 70-летний юбилей Заслуженный артист России Иван Сучков. Любимый новгородцами и не только ими герой сцены рассказал «53 новостям» о жизни, работе в театре и преподавательской деятельности.

— Иван Васильевич, уже 46 лет вы работаете в новгородском театре драмы и имеете звание Заслуженного артиста России. Откуда вы к нам приехали?

— Из Благовещенска. До того я работал в Воронеже, в Липецке, в Самаре. Там работал не долго. Год снимался в фильме «Калейдоскоп», сделанном по заказу США и Италии. Фильм так назывался потому что предполагал очень быструю смену мест, где мы снимались, достопримечательностей Советского Союза. Съемки были очень интересными: на Кавказе, в Крыму, в Прибалтике, на Дальнем Востоке, Байкале. Я был ещё молодым, симпатичным, кудрявым. На Дальнем Востоке, конечно, было работать неплохо, я там очень много снимался в телефильмах. Но очень далеко приходилось ездить.

Разница была шесть часов с Москвой. Допустим, у нас на востоке полночь, а Москве уже шесть часов утра. Трудно и с газетами, с радио было, и с телевидением. Тогда ведь не было спутниковых ТВ. Ну а в Великом Новгороде работал наш главный режиссер.

Уезжал я с супругой Капитолиной Петровной с Дальнего Востока имея трехкомнатную квартиру рядом с театром. Но нам и здесь обещали и жилье, и хорошую зарплату. Поэтому мы согласились и в 1972 году переехали в Новгород.

— И в Новгороде вы уже начали свою деятельность не только как актер, но и как преподаватель. В конце мая в этом году у вас состоялась премьера спектакля «Сказка о Федоте». Какой это уже по счету спектакль, поставленный под вашим руководством?

— Вначале я очень много ставил серьезных спектаклей. Допустим, «В добрый час» Розова, «Вечно живые», «А зори здесь тихие». А в последнее время в Доме Пионеров я ставил сказки. Их около восьми поставил. У меня играли в основном работники дома пионеров, но участвовали и дети. Что касается детских вещей, то существуют не только спектакли, но и литературно-музыкальные композиции. Например, на военную тему. Например, я дважды делал поэму Роберта Рождественского «Помните». Хочу её полностью сделать. Если удастся – на следующий год. Так что в целом это около ста спектаклей. Девяносто это точно.

— А те дети, которые приходят к вам, идут с целью подготовиться к поступлению в театральный вуз, или просто для себя?

— Наша организация дает объявление о наборе в театральный класс. Конечно, дети же все мечтают, особенно девчонки, стать артистами. Ребята – чуть меньше. Но в большинстве случаев, конечно, приходят, чтобы научиться хорошо, красиво, правильно читать. Правильно понимать поэзию, стихи, прозу, басни. И, конечно, участвовать в каких-то игровых моментах, потому что каждый хочет заниматься на сцене. Это тяга молодежи и тут никуда не денешься. А уже со временем, я смотрю, есть ли у ребенка действительно способности к чтению, на его органику, обаяние, отсутствие речевых дефектов, пластику. И если способности есть, тогда я начинаю уделять этому ребенку не то, чтобы больше внимания, а как бы его нагружаю наиболее трудными вещами и смотрю, насколько он справляется. Если он справляется и выполняет мои задания, тогда ему с его согласия, с согласия родителей, я начинаю предлагать постепенно готовиться к поступлению в театральный вуз.

— Капитолина Петровна – народная актриса. Все ли ваши дети и внуки продолжают актерскую династию, или кто-то пошел иным путем?

— Вообще, семья моих родителей была большая – нас девять детей у мамы было. Двое моих братьев стали художниками, есть священник, есть педагог. У нас всех было творческое начало. Дочь у меня закончила университет как преподаватель английского языка, а потом она прошла курсы гидов-экскурсоводов на английском языке и сейчас работает по этой специальности.

Я могу точно сказать, что у неё есть актерские данные, потому что я однажды подсмотрел за ней. Когда она вела группу, я сзади шел. У неё есть дар владеть публикой, чтобы её слушали. Надо уметь заинтересовать, особенно детскую аудиторию, ведь когда им рассказывают про объекты, им не очень интересно и надо их увлечь. А увлечь может только лишь человек, который интересно рассказывает. Поэтому это рядом с актерской профессией.

Внук Арсений будет пытаться поступать на кинооператорство. И я скажу, что он мог бы держать конкурс в театральный именно на актерский, потому что в нем есть это. Даже когда он был маленьким, лет шести, а я тогда как раз работал на телевидении, я брал камеру и мы с ним ходили на зимнюю рыбалку, после которой он мне делал репортажи. Ещё я вёл программу «Хозяин» и он за мной повторял. Я удивлялся. И сейчас он может копировать хорошо, в нем есть этот дар. Но пойдет он на операторский, что в общем-то рядом.

— Если говорить именно о новгородском театре, кто на ваш взгляд должен поддерживать театральную атмосферу в городе?

— Естественно сами работники. Но в принципе, уровень театра должен, конечно, держать главный режиссер, директор, безусловно при поддержке властей и труппы в особенности, то есть творческого состава.

И зритель тоже! В том плане, что зритель за хороший или плохой театр голосует ногами. Если театр плохой, если спектакли плохие, то мы в зрительном зале увидим ничтожное количество людей, которые пришли от нечего делать. Если зрителю нравится театр, он будет благодарен, то будет ходить и будут полные залы, хотя наш театр в этом плане помещение для Новгорода неудобное. Оно очень большое и невыгодное для театра, как для организации, потому что 800 с лишним мест заполнить даже премьерой сложно. Ну сколько у нас в Новгороде ходит постоянных любителей театра? От силы тысяч пять. Это же ерунда, это практически 8-10 раз сходить. Заполняется зал на премьере, если хороший спектакль, дальше 2-3 спектакля и все.

Поэтому, на мой взгляд, театр должен быть в нашем городе не более чем на 220 мест. Для того, что бы всегда было дефицитно. Не тем загонять, что нет мест, потому что у нас просто мало мест, а делать так, чтобы люди хотели пойти. В Москве, Питере и других крупных городах есть маленькие театры, и они пользуются популярностью не меньше, потому что они мобильные, труппы у них небольшие, они меняют репертуар достаточно часто, у них дорогие билеты и туда попасть сложно. Бывает за полгода, за 2-3 месяца приходится покупать билет. И зритель формирует качество театра.

— Мы знаем, что театру вы отдали большую часть своей жизни. Поделитесь какой-нибудь забавной историей из жизни актера.

— Однажды такой случай был. Играли мы спектакль «Бумбараш». Хороший был спектакль, Анатолий Леонидович Кошель ставил, наш бывший главный режиссер. А у меня была роль Левки Демченко и на протяжении спектакля у меня было несколько больших эпизодов, а в конце я погибал - взрывал пушку. Так и приходилось переодеваться из картины в картину, менять сапоги, босиком выходить и все прочее. И вот однажды такой случай - сижу в гримерке и слышу на сцене пауза почему-то. Никто из актеров не говорит. Такой паузы не должно быть. И я говорю: «Ой, смотрите, кто-то опоздал на выход!» И потом слышу: «Вань! Сучков! Ты ж на сцене уже давно!» Ёлки! Я один сапог надел, другой сапог не успел надеть, взял в руки, побежал, выскочил на сцену, а там надо было уже в шеренгу вставать. Встал в шеренгу, а сержант уже без текста спрашивает «А что у тебя с сапогом?» Я ему говорю: «Вот так вот, видите, порезал пятку». Выкручивался...

Бывает еще много всяких случаев, когда актер забывает текст и начинаешь выкручиваться за него. У нас раньше были хохмы - мы любили на сцене актера раскалывать на смех. Я это делал лихо, раскалывал на смех, и они хохотали и не могли произносить текст. Однажды они меня тоже так коланули, что всё, занавес надо было закрывать. А зал понять не мог. 16 человек на сцене, и все актеры смеялись. И таких ситуаций курьезных много было, сейчас и не вспомнишь.

— Вы за свою актерскую карьеру сыграли около двухсот ролей. Какая из этих сыгранных ролей ближе всего вам настоящему?

— Да они все мне близки. Но самая-самая была такая - мы играли ещё по молодости «Всем смертям на зло» по книге. Я играл героя Сергея Петрова. Это шахтер на Донбассе, который, вынимая из-под машины товарища, обжег руки и потерял их. Шахтером он быть уже не мог, он хотел покончить с собой, но потом стал писать. И вот он написал как раз вот эту повесть «Всем смертям на зло».

Потом сделали из неё инсценировку, пьесу. И я как раз его и играл, Сергея Петрова. Очень сложная роль. Я же играл без рук, они у меня были сзади завязаны. Я учился писать ртом, ногами писать, разувался на сцене. В общем, был любопытный спектакль, мне он очень нравился. И мне нравилось, когда я был молодым, что человек нашел в себе эту силу воли переключиться, и не потерял себя, не спился, не покончил с собой, а продолжал жить. Петров, Павка Корчагин - это те герои, на которых равняется молодежь, и мы равнялись. Дальше, старше, мне интересна была роль Чарноты в «Беге», роль Ванюшина в «Детях Ванюшина», потом интересно было работать над ролью Наполеона. Там есть что играть, есть над чем размышлять и что давать зрителю. И ещё Платонова играл по Куприну в «Яме». Самого автора я отыграл. Тоже игра интересна была, близка.

— Что вы могли бы пожелать начинающим актерам, или тем, кто хочет связать свою жизнь с актерской профессией?

— Быть честным по отношению к себе, к ролям, и конечно же к партнерам. Сейчас немножко по-другому молодежь театральная работает, хотя есть очень хорошие партнеры и можно с ними работать. Пожелать хочу чистоты отношений, хотя это сложно соблюсти в театре, но можно. И оставаться, конечно, всегда человеком. Именно человеком в большом смысле слова. И сюда входят качества: любить то, чем ты занимаешься, уважать тех, с кем ты работаешь - любить не надо, а уважать ты обязан, даже если ты ненавидишь, но ты обязан уважать, вам на одной площадке работать. И, конечно, труд актерский, если по-хорошему говорить, это работа, работа, работа над собой. Не хочется об этом говорить, но сейчас мало преданных актеров. Возможно, из-за того, что актерская заработная плата маленькая, и актерам приходится бегать, прыгать и играть все что угодно: и свадьбы проводить, и корпоративы... Но это всегда было, хотя так не совсем правильно. Главное, при всех этих трудностях уважать ту профессию, которую ты выбрал.

Источник: 53 новости


Комментарии

Добавить комментарий

Ваше имяимя (ник) для отображения
E-mailне показывается на сайте
Комментарий
Введите код  цифры кода

Новости - Календарь
ПНВТСРЧТПТСБВС
010203
04050607080910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Реклама


Новости по годам

2024

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь,

2023

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2022

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2021

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2020

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2019

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2018

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2017

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2016

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2015

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2014

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2013

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2012

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2011

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2010

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь