«Вань! Сучков! Ты ж на сцене уже давно!»
На днях отметил свой 70-летний юбилей Заслуженный артист России Иван Сучков. Любимый новгородцами и не только ими герой сцены рассказал «53 новостям» о жизни, работе в театре и преподавательской деятельности.
— Иван Васильевич, уже 46 лет вы работаете в новгородском театре драмы и имеете звание Заслуженного артиста России. Откуда вы к нам приехали?
— Из Благовещенска. До того я работал в Воронеже, в Липецке, в Самаре. Там работал не долго. Год снимался в фильме «Калейдоскоп», сделанном по заказу США и Италии. Фильм так назывался потому что предполагал очень быструю смену мест, где мы снимались, достопримечательностей Советского Союза. Съемки были очень интересными: на Кавказе, в Крыму, в Прибалтике, на Дальнем Востоке, Байкале. Я был ещё молодым, симпатичным, кудрявым. На Дальнем Востоке, конечно, было работать неплохо, я там очень много снимался в телефильмах. Но очень далеко приходилось ездить.
Разница была шесть часов с Москвой. Допустим, у нас на востоке полночь, а Москве уже шесть часов утра. Трудно и с газетами, с радио было, и с телевидением. Тогда ведь не было спутниковых ТВ. Ну а в Великом Новгороде работал наш главный режиссер.
Уезжал я с супругой Капитолиной Петровной с Дальнего Востока имея трехкомнатную квартиру рядом с театром. Но нам и здесь обещали и жилье, и хорошую зарплату. Поэтому мы согласились и в 1972 году переехали в Новгород.
— И в Новгороде вы уже начали свою деятельность не только как актер, но и как преподаватель. В конце мая в этом году у вас состоялась премьера спектакля «Сказка о Федоте». Какой это уже по счету спектакль, поставленный под вашим руководством?
— Вначале я очень много ставил серьезных спектаклей. Допустим, «В добрый час» Розова, «Вечно живые», «А зори здесь тихие». А в последнее время в Доме Пионеров я ставил сказки. Их около восьми поставил. У меня играли в основном работники дома пионеров, но участвовали и дети. Что касается детских вещей, то существуют не только спектакли, но и литературно-музыкальные композиции. Например, на военную тему. Например, я дважды делал поэму Роберта Рождественского «Помните». Хочу её полностью сделать. Если удастся – на следующий год. Так что в целом это около ста спектаклей. Девяносто это точно.
— А те дети, которые приходят к вам, идут с целью подготовиться к поступлению в театральный вуз, или просто для себя?
— Наша организация дает объявление о наборе в театральный класс. Конечно, дети же все мечтают, особенно девчонки, стать артистами. Ребята – чуть меньше. Но в большинстве случаев, конечно, приходят, чтобы научиться хорошо, красиво, правильно читать. Правильно понимать поэзию, стихи, прозу, басни. И, конечно, участвовать в каких-то игровых моментах, потому что каждый хочет заниматься на сцене. Это тяга молодежи и тут никуда не денешься. А уже со временем, я смотрю, есть ли у ребенка действительно способности к чтению, на его органику, обаяние, отсутствие речевых дефектов, пластику. И если способности есть, тогда я начинаю уделять этому ребенку не то, чтобы больше внимания, а как бы его нагружаю наиболее трудными вещами и смотрю, насколько он справляется. Если он справляется и выполняет мои задания, тогда ему с его согласия, с согласия родителей, я начинаю предлагать постепенно готовиться к поступлению в театральный вуз.
— Капитолина Петровна – народная актриса. Все ли ваши дети и внуки продолжают актерскую династию, или кто-то пошел иным путем?
— Вообще, семья моих родителей была большая – нас девять детей у мамы было. Двое моих братьев стали художниками, есть священник, есть педагог. У нас всех было творческое начало. Дочь у меня закончила университет как преподаватель английского языка, а потом она прошла курсы гидов-экскурсоводов на английском языке и сейчас работает по этой специальности.
Я могу точно сказать, что у неё есть актерские данные, потому что я однажды подсмотрел за ней. Когда она вела группу, я сзади шел. У неё есть дар владеть публикой, чтобы её слушали. Надо уметь заинтересовать, особенно детскую аудиторию, ведь когда им рассказывают про объекты, им не очень интересно и надо их увлечь. А увлечь может только лишь человек, который интересно рассказывает. Поэтому это рядом с актерской профессией.
Внук Арсений будет пытаться поступать на кинооператорство. И я скажу, что он мог бы держать конкурс в театральный именно на актерский, потому что в нем есть это. Даже когда он был маленьким, лет шести, а я тогда как раз работал на телевидении, я брал камеру и мы с ним ходили на зимнюю рыбалку, после которой он мне делал репортажи. Ещё я вёл программу «Хозяин» и он за мной повторял. Я удивлялся. И сейчас он может копировать хорошо, в нем есть этот дар. Но пойдет он на операторский, что в общем-то рядом.
— Если говорить именно о новгородском театре, кто на ваш взгляд должен поддерживать театральную атмосферу в городе?
— Естественно сами работники. Но в принципе, уровень театра должен, конечно, держать главный режиссер, директор, безусловно при поддержке властей и труппы в особенности, то есть творческого состава.
И зритель тоже! В том плане, что зритель за хороший или плохой театр голосует ногами. Если театр плохой, если спектакли плохие, то мы в зрительном зале увидим ничтожное количество людей, которые пришли от нечего делать. Если зрителю нравится театр, он будет благодарен, то будет ходить и будут полные залы, хотя наш театр в этом плане помещение для Новгорода неудобное. Оно очень большое и невыгодное для театра, как для организации, потому что 800 с лишним мест заполнить даже премьерой сложно. Ну сколько у нас в Новгороде ходит постоянных любителей театра? От силы тысяч пять. Это же ерунда, это практически 8-10 раз сходить. Заполняется зал на премьере, если хороший спектакль, дальше 2-3 спектакля и все.
Поэтому, на мой взгляд, театр должен быть в нашем городе не более чем на 220 мест. Для того, что бы всегда было дефицитно. Не тем загонять, что нет мест, потому что у нас просто мало мест, а делать так, чтобы люди хотели пойти. В Москве, Питере и других крупных городах есть маленькие театры, и они пользуются популярностью не меньше, потому что они мобильные, труппы у них небольшие, они меняют репертуар достаточно часто, у них дорогие билеты и туда попасть сложно. Бывает за полгода, за 2-3 месяца приходится покупать билет. И зритель формирует качество театра.
— Мы знаем, что театру вы отдали большую часть своей жизни. Поделитесь какой-нибудь забавной историей из жизни актера.
— Однажды такой случай был. Играли мы спектакль «Бумбараш». Хороший был спектакль, Анатолий Леонидович Кошель ставил, наш бывший главный режиссер. А у меня была роль Левки Демченко и на протяжении спектакля у меня было несколько больших эпизодов, а в конце я погибал - взрывал пушку. Так и приходилось переодеваться из картины в картину, менять сапоги, босиком выходить и все прочее. И вот однажды такой случай - сижу в гримерке и слышу на сцене пауза почему-то. Никто из актеров не говорит. Такой паузы не должно быть. И я говорю: «Ой, смотрите, кто-то опоздал на выход!» И потом слышу: «Вань! Сучков! Ты ж на сцене уже давно!» Ёлки! Я один сапог надел, другой сапог не успел надеть, взял в руки, побежал, выскочил на сцену, а там надо было уже в шеренгу вставать. Встал в шеренгу, а сержант уже без текста спрашивает «А что у тебя с сапогом?» Я ему говорю: «Вот так вот, видите, порезал пятку». Выкручивался...
Бывает еще много всяких случаев, когда актер забывает текст и начинаешь выкручиваться за него. У нас раньше были хохмы - мы любили на сцене актера раскалывать на смех. Я это делал лихо, раскалывал на смех, и они хохотали и не могли произносить текст. Однажды они меня тоже так коланули, что всё, занавес надо было закрывать. А зал понять не мог. 16 человек на сцене, и все актеры смеялись. И таких ситуаций курьезных много было, сейчас и не вспомнишь.
— Вы за свою актерскую карьеру сыграли около двухсот ролей. Какая из этих сыгранных ролей ближе всего вам настоящему?
— Да они все мне близки. Но самая-самая была такая - мы играли ещё по молодости «Всем смертям на зло» по книге. Я играл героя Сергея Петрова. Это шахтер на Донбассе, который, вынимая из-под машины товарища, обжег руки и потерял их. Шахтером он быть уже не мог, он хотел покончить с собой, но потом стал писать. И вот он написал как раз вот эту повесть «Всем смертям на зло».
Потом сделали из неё инсценировку, пьесу. И я как раз его и играл, Сергея Петрова. Очень сложная роль. Я же играл без рук, они у меня были сзади завязаны. Я учился писать ртом, ногами писать, разувался на сцене. В общем, был любопытный спектакль, мне он очень нравился. И мне нравилось, когда я был молодым, что человек нашел в себе эту силу воли переключиться, и не потерял себя, не спился, не покончил с собой, а продолжал жить. Петров, Павка Корчагин - это те герои, на которых равняется молодежь, и мы равнялись. Дальше, старше, мне интересна была роль Чарноты в «Беге», роль Ванюшина в «Детях Ванюшина», потом интересно было работать над ролью Наполеона. Там есть что играть, есть над чем размышлять и что давать зрителю. И ещё Платонова играл по Куприну в «Яме». Самого автора я отыграл. Тоже игра интересна была, близка.
— Что вы могли бы пожелать начинающим актерам, или тем, кто хочет связать свою жизнь с актерской профессией?
— Быть честным по отношению к себе, к ролям, и конечно же к партнерам. Сейчас немножко по-другому молодежь театральная работает, хотя есть очень хорошие партнеры и можно с ними работать. Пожелать хочу чистоты отношений, хотя это сложно соблюсти в театре, но можно. И оставаться, конечно, всегда человеком. Именно человеком в большом смысле слова. И сюда входят качества: любить то, чем ты занимаешься, уважать тех, с кем ты работаешь - любить не надо, а уважать ты обязан, даже если ты ненавидишь, но ты обязан уважать, вам на одной площадке работать. И, конечно, труд актерский, если по-хорошему говорить, это работа, работа, работа над собой. Не хочется об этом говорить, но сейчас мало преданных актеров. Возможно, из-за того, что актерская заработная плата маленькая, и актерам приходится бегать, прыгать и играть все что угодно: и свадьбы проводить, и корпоративы... Но это всегда было, хотя так не совсем правильно. Главное, при всех этих трудностях уважать ту профессию, которую ты выбрал.
Источник: 53 новости