Лучшие места в Великом Новгороде по мнению участников экспедиции «Земляки»
Наши коллеги из информационного агентства БНК завтра, 6 июля, отправляются вместе с новгородскими журналистами в Автоэкспедицию «Земляки», Стартуют они от стен Новгородского кремля в старинное село Усть-Цильма в Республике Коми.
В преддверии поездки информагентство опубликовало материал «Что посмотреть в Великом Новгороде: гид экспедиции «Земляки», который позволяет нам, новгородцам, увидеть наш город их глазами.
В список обязательных для посещения достопримечательностей попал Кремль, памятник «Тысячелетие Руси», Перынский скит и Свято-Юрьев монастырь. Город «Землякам» показывала экскурсовод новгородского музея-заповедника Елена Штейнберг.
Великий Новгород был основан в IX веке, а к XI столетию благодаря близости к торговым путям превратился в процветающий город. По тем временам его даже можно было бы назвать мегаполисом — численность населения была 30 тысяч. В настоящее время город не потерял своей привлекательности, проживает в нем больше 200 тысяч человек.
Кремль
Первое упоминание о Кремле в Новгороде относится к середине XI века. Его раннее название — «Детинец»: он был в центральной части города, как дитя в материнской утробе.
В XIV веке Кремль в первый раз перестраивается в камне, до этого момента он был в дереве. Его называли «Кром» на псковский манер — «укрепленное огражденное место».
«Кремлем» же начали именовать в конце XV века во время вхождения Новгорода в состав Московской Руси, тогда же по приказу Ивана III его еще раз перестроили. До наших дней дошли именно эти стены, датируемые 80-90 годами XV века. Крепость по площади 12 гектаров: на территории есть лекторий, колледж, археологические раскопы и множество исторических объектов, в том числе Софийский собор.
Реликвии Софийского собора
Софийский собор посвящается не мученице Софии, а понятию «премудрости божьей», созидающей силе бога. В 1045 году заложен каменный Софийский собор: ему предшествовал деревянный дубовый с 13 куполами. До XV века стены собора не белили, они имели разные цвета — оттенки розового и красного благодаря ракушечнику, серо-зеленые из-за спрессованного известняка. Толщина стен 1.2 метра: как выломали глыбу из месторождения, так и везли на стройку. Из кирпича выполнены окна и арки. Собор шестиглавый. Над основным объемом стоят пять — большая и вокруг малые. Шестая — самая мощная — завершает лестничную башню над западной галереей.
На стенах практически нет декора. Зато в XV веке появляются удивительной красоты Магдебургские бронзовые врата, названы по месту изготовления. 48 рельефов с библейскими сюжетами иллюстрируют католические символы веры.
Но это произведение искусства, поэтому новгородцы не были против их установки. К тому же русский мастер Авраам, устанавливавший врата, оставили свой след: сделал надписи над каждой сценой на кириллице, подготовил свой автопортрет в нижней левой части конструкции.
Софийский собор действующий, там запрещено фотографировать. Внутри хранятся несколько реликвий. Входящих встречает большой каменный крест, снятый с фасада собора. Он сделан из известняка, что очень редко для Новгорода — в ходу тут было дерево и кость. На нем изображены пять сюжетов евангельской истории, а по контуру ветвей есть надпись, открывающая имя заказчика — архиепископ Алексей.
Во время Великой Отечественной войны крест утратили, была уничтожена нижняя ветвь. Реликвию удалось вернуть в Великий Новгород и восстановить, но новую часть оставили светлее в назидание. От войны пострадала и часть фресок и живописи на стенах, даже изображение Христа на главном куполе — их не стали восстанавливать, они серыми пятнами выделяются на фоне ярких цветов уцелевших рисунков.
Перед иконостасом стоит самая чтимая новгородская икона — чудотворная Богоматерь Знамение XII века. Мария изображена по пояс, руки ладонями развернуты к небу. С иконой связано древнее предание. В период усобиц на Новгород выслал войска князь Андрей Боголюбский. Во время осады епископ Иоанн молился три дня и три ночи и услышал голос, который велел пойти на другой берег в церковь Спаса, взять там икону Богородицы и поднять на крепость. Когда началось сражение, одна из стрел ударила прямо в лик Богоматери — «и очи ее исторгли слезы, на суздальцев пала тьма». Благодаря этому была обеспечена победа новгородцев. Икона — это победный символ полков, хранительница и покровительница города.
Главный защитник Великого Новгорода
На одном из куполов Софийского собора «сидит» голубь. С фигурой птицы связано древнее предание о кровавом пире Ивана Грозного. Царь обвинил новгородцев в заговоре: якобы они хотели смены власти. Иван Грозный прямо на пиру во владычной палате Кремля приказал опричникам начать аресты и расправу — больше двух тысяч человек признали виновными. Их пытали огнем в печах, а затем на Великом мосту казнили — не рубили головы, а «свергали с моста», связывали и топили. Предание гласит, что в это время над собором пролетал голубь и остановился на кресте. Увидев происходящее на мосту, он замер, обратился в камень. Новгородцы сложили пророчество: когда голубь с креста слетит, тогда Новгороду конец.
Птица стала защитником, гарантом благополучия города. Во время Великой Отечественной войны крест увезли фашисты, вместо него был изготовлен новый. Он до сих пор на соборе, а возвращенный хранится внутри.
Памятник Тысячелетие России
Первоначально в Великом Новгороде хотели открыть памятник Рюрику — приближалась тысяча лет с момента его призвания на Русь, 1862 год. Но идея изменилась, было решено отпраздновать именно круглую дату. Был объявлен конкурс на лучший проект, победителем стал неизвестный тогда художник Михаил Микешин. По общей форме памятник похож на колокол. Он состоит из трех ярусов: на верхнем ангел благословляет женщину-Русь, на втором – самодержавная власть, третья — выдающиеся российские деятели.
Всего на памятнике 128 героев (с учетом младенца на руках женщины-Руси на второй уровне — 129). Царь Александр II интересовался всеми этапами работы над памятником. Автору Микишину пришлось подавать ему списки персонажей для каждого из разделов: кого-то правитель добавлял, кого-то убирал. Из самых узнаваемых на втором уровне это Дмитрий Донской, Михаил Романов и Петр I. Не забыли и самого Рюрика: он держит щит с надписью «Лето зело твердо он» — это буквенная цифирь, 862 год — призвание варягов.
На третьем уровне несколько разделов, отделенных каменными занавесями. Здесь тоже некоторые герои с первого взгляда узнаются. Военные люди и герои — Александр Невский, Ермак, Багратион. Люди искусства — Михаил Ломоносов, Александр Пушкин, Михаил Лермонтов и Николай Гоголь. Просветители – Кирилл и Мефодий. Государственные люди — Екатерина Великая, вновь Петр I.
Высота монумента — 15,7 м, вес бронзового литья — 65,5 т.
Перынский скит
Скит находится недалеко от центра Новгорода. Исследователи спорят, что из себя в древности представляла территория этого места. В 60-ые годы там во время раскопок нашли круглую площадку с углублением в центре, вокруг было восемь полукружий с ямами с зольными пятнами. Археологи предположили, что ранее тут было языческое святилище в честь верховного бога Перуна. Современные же новгородские исследователи полагают, что это сопки — места древних захоронений.
Неизвестно даже, в какое время на ските возник монастырь. Он небольшой — четырехстолпный с одной главой, строгий — никаких прикрас и излишеств. Выделяются на этом фоне окна: в проемы вставлялись деревянные доски с круглыми отверстиями, и их уже стеклили.
В XVIII века монастырь закрыли во время реформы Екатерины II. В 19 веке на место прибыл монах из соседнего Юрьевского монастыря и основал скит — более уединенное поселение. Жители высаживали вокруг сосны — они до сих пор создают на территории атмосферу покоя и умиротворения. В XX веке скит упразднили: тут была база отдыха, для туристов даже установили статуи Перуна. Но в 2000 году отец Димитрий — тоже из Юрьевского монастыря, возобновил скитское житие. В память обо всех живших тут установлен большой крест.
Свято-Юрьев мужской монастырь
Монастырь основан в 1030 году Ярославом Мудрым и имел особый статус «княжского»: ему передавали земли и деревни для строительства храмов. Первый каменный собор — это Георгиевский, основанный князьями Всеволодом и Мстиславом в 1119 году. В средние века он был некрополем — тут похоронили 20 человек, это князья, аристократы, настоятели, покровители монастыря. До наших дней собор дошел без перестроек — благодаря этому он занимает особое место в истории русской архитектуры, и сейчас на территории идут активные работы археологов.
На территории было совершено много открытий, раскопки велись даже в алтаре. Как и большинство новгородских церквей, Георгиевский имеет вытянутые пропорции, он похож на свечу. Благодаря тому, что был снят «культурный слой», внутри полы опущены на первоначальный уровень — посетители буквально стоят на тех же камнях, что и люди в XII веке, и видят всю высоту собора — невероятные для того времени 32 метра.
Для внутренней росписи мастера применяли дорогостоящие пигменты. Их исследовали в институте минералогии в Санкт-Петербурге: специалисты не могли поверить, что для фресок использовали лазурит, его на Руси продавали на вес золота или дороже. При этом в соборе у отдельных участков стен полностью голубой фон — это колоссальные средства на строительство и украшение.
Транслировать все увиденное на ресурсах своих изданий будут журналисты Ассоциации СМИ Северо-Запада (АСМИ), межгосударственной телерадиокомпании «МИР», агентства БНК, газеты «Новгородские ведомости», Новгородского областного телевидения и интернет-издания 53news.ru.
Финиширует экспедиция на территории Республики Коми 12 июля в старинном русском селе Усть-Цильма.
Организаторы проекта: Ассоциация СМИ Северо-Запада, МТРК «Мир», агентство БНК, интернет-газета «53новости», Новгородское областное телевидение, газета «Новгородские ведомости»
Генеральный партнер проекта: ZENDEN
Партнеры проекта: Сбербанк, МТС, Фитнес-центр «Здоровье», Союз машиностроителей России.
Фото: Викторь Бобырь.
Источник: 53 новости