Что происходит с тарифами на коммунальные услуги в Великом Новгороде?
Августовский разговор об июльском повышении тарифов на коммуналку в Великом Новгороде.
В первые дни августа новгородцы начали получать квитанции за жилищно-коммунальные услуги по новым тарифам. Самой большой интригой стоимость ЖКУ была в областном центре — здесь в тарифы включили не только инфляцию, но и расходы на модернизацию городских систем тепло- и водоснабжения.
Напомним, 1 июля тарифы на теплоснабжение в Великом Новгороде выросли на 12,3%, горячую воду — на 11,2%, водоснабжение — на 7,4%, водоотведение — на 8,6%. Рост совокупного платежа за ЖКУ (с учетом роста тарифов на электроэнергию и газ) составил 9,5%. Удорожание услуг по теплоснабжению было связано с необходимостью модернизации городских котельных и тепловых сетей.
Напомним, в 2016 году по соглашению концессии мэрия передала Тепловой компании «Новгородская» 132 объекта теплоснабжения (котельные, тепловые пункты, сети) в эксплуатацию на 25 лет. ТК обязана провести модернизацию 38 объектов и произвести закольцовку тепловых сетей. Стоимость работ — 1,99 млрд. рублей. В 2017 году выполнили первый этап соглашения — провели техническое перевооружение 9 котельных (660 млн. рублей). Сейчас идет строительство двух блочно-модульных котельных в микрорайонах Кречевицы и Волховский и реконструкция котельной в Деревяницах.
На заседании пресс-клуба, которое прошло с участием представителей власти, ресурсоснабжающих организаций и журналистов в Новгородском областном отделении Союза журналистов России, стали известны новые детали сделки. Как рассказал заместитель генерального директора ТК «Новгородская» Юрий Маланин, модернизация планировалась в куда большем масштабе. Стоимость ремонта могла составить 5 млрд рублей.
Но в областном комитете по ценовой и тарифной политике поняли: переложить такие расходы на горожан нельзя — они им не по карману. Поэтому сократили инвестпрограмму до 1,99 млрд. Cнизилось и число объектов для модернизации. В этом списке — котельные с высокой степенью износа.
Что будет с тепловым хозяйством города, если у него отняли 3 млрд рублей, на которые можно было обновить другие котельные? Юрий Маланин заверил: сокращение не критично. По его словам, ТК разумно подходит к расходам. Ее специалисты вместе с мэрией провели ревизию соглашения и сделали вывод, что, к примеру, оборудование 18 центральных тепловых пунктов заменят за счет расходов на текущий ремонт, а освободившиеся 360 млн рублей уйдут на модернизацию еще четырех старых котельных.
Необходимы ли городскому тепловому хозяйству новые инвестиционные программы, расходы на которые включат в тариф? В ответ на этот вопрос Маланин заметил, что Великий Новгород «обалденно» выиграл от заключения концессии.
— Тепловая компания должна поддерживать имущество, переданное ей по концессии, в рабочем состоянии и в таком виде передать его мэрии, когда истечет срок соглашения, — заявил Маланин. — Но в имущество входит оборудование, которое не проработает такой срок.
Так, мэрия планировала отремонтировать одну из крупных магистралей, которая связывает левобережную котельную с Западным микрорайоном. Она эксплуатируется более 30 лет. Но по ходу сокращения инвестпрограммы от ремонта трубопровода отказались.
— Через 7–8 лет мы должны приступить к замене участков этой трубы, но уже за свой счет, а не за счет повышения тарифа, — пояснил Маланин.
Максимальный рост тарифа на тепло пришелся на 2018 год — 12,3%. В 2019-м, согласно инвестпрограмме, он должен составить 6,35%, в 2020-м — 6,45%, в 2021-м — 6,35%, в 2022-м — 3,65% и так далее до 2026 года, когда рост тарифа составит 0,25%, а затем прибавка исчезнет из платежек.
Возможно, эти цифры будут меньше. Так как компания отказалась от кредита на модернизацию (чуть более 1,5 млрд рублей) и тем самым сэкономила 200 млн рублей — расходы на оплату процентов, которые тоже учитывались при расчете тарифа. Заместитель председателя областного комитета по тарифной политике Виталий Павленко добавил, что экономия позволит в последующие годы снизить темп роста тарифа, а значит, горожане будут платить меньше. На сколько? «Пока сказать трудно», — заметил Павленко.
Инвестпрограмму по модернизации системы водоснабжения выполняет МУП «Новгородский водоканал». Предприятие закончило строительство станции гипохлорита (21 млн. рублей), что позволило уйти от очистки воды жидким хлором.
В 2019 году в тарифе на водоснабжение и водоотведение не будут учитывать расходы на модернизацию, однако «Новгородский водоканал» уже готовит новую инвестиционную программу, назначение которой пока не разглашает, но предупреждает новгородцев: повысившийся тариф вряд ли снизится.
«Водоканалу» предстоят и другие траты. В 2018 году предприятие начало обслуживать городскую ливневую канализацию, и ей тоже нужна модернизация. «Водоканал» создал службу эксплуатации ливневки. Одна из ее задач — прочистка канализационных колодцев, заиленность которых составляет 40–60%. Еще законодательство требует строить очистные сооружения на выпусках сточных вод. На все это, по предварительным подсчетам, требуется 5 млрд рублей.
— Нам нужны средства, а чтобы получить их, мы должны заключить договоры со всеми потребителями — юридическими лицами и собственниками земельных участков, осуществляющими сброс сточных вод, — разъяснила главный бухгалтер МУП Елена Дьяконова. — Рядовые собственники квартир не платят за содержание ливневки.
«Водоканалу» удалось заключить договоры почти со всеми потребителями, но не все хотят платить за использование канализации. Приходится убеждать через суд.
— Сейчас в тарифе учтены расходы на поддержание существующего коллектора в работоспособном состоянии, — заявил заместитель директора предприятия Дмитрий Антипов. — Чтобы решить все проблемы, нужна инвестиционная программа, и в ближайшей перспективе мы планируем включить финансирование ее мероприятий в тариф. Он должен быть разумным, но и ливневка должна работать.
Вряд ли новгородцы с этим поспорят. И пешеходы, и автомобилисты хорошо знают, что даже после небольших дождей на дорогах и тротуарах образуются лужи.
Добавим, что «Водоканал» планирует построить цех механического обезвоживания, что поможет прекратить сброс промывочных сточных вод и осадков в Гребной канал. На это требуется порядка 900 млн рублей, и сейчас предприятие ищет источник финансирования и надеется на федеральную субсидию.
Оригинал материала.
Фото: Владимир Малыгин.
Источник: 53 новости