Найденные в Новгороде древние монетки со львом прибыли на Русь вместе с рыцарским войском
«53 новости» уже упоминали о находке шведских монет середины XIV века на Знаменском раскопе в Великом Новгороде, как важном нумизматическом открытии.
Однако на заключительной археологической пятнице сезона доктор исторических наук, член-корреспондент РАН и специалист в области нумизматики и сфрагистики Древней Руси Пётр Гайдуков настолько интересно и эмоционально рассказал об этих монетах, изготовленных в период правления короля Магнуса Эрикссона, что мы решили вернуться к этой теме.
Учёный назвал эту находку уникальной, несмотря на нелюбовь к этому слову. «Но в данном случае это действительно так», - сказал он, подчёркивая важность открытия.
Несмотря на активную торговлю Новгорода со странами Европы и широкий круг торговых партнеров, таких монет в нашем городе прежде не находили. И даже такому прекрасному специалисту, как Гайдуков, они встретились впервые. Пётр Григорьевич предположил, что она — шведская, и оказался прав. После консультаций со специалистами по шведским монетам, удалось установить, что же это такое. Изображение подобной монеты удалось найти в шведском нумизматическом труде конца XVIII - начала XIX века. Как видно на иллюстрации, на одной стороне монетки — лев в геральдической позе, на другой — три короны, между которыми — литера «М».
По словам исследователя, новгородское государство с XII века воевало со Швецией (и, как известно, такие же отношения с этой страной продолжались у России до петровских времён, когда была одержана окончательная победа над шведами), так что такие монеты быть в Новгороде просто не могли.
Однако их находка, по словам Гайдукова, пример того, о чём всегда говорил Валентин Лаврентьевич Янин: в Новгороде археология теснейшим образом смыкается с историей и подтверждает исторические факты. В данном случае Пётр Григорьевич напомнил о рифмованной Хронике Эрика — одном из древнейших шведских литературных памятников, написанном в 50-60-х годах XIV века. Там подробнейшим образом описывается война короля Магнуса, который пришёл на Русь в 1348 году, с новгородцами.
Портрет короля Магнуса из сборника шведских законов, 1350-е гг.
Как сказал Гайдуков, Магнус хотел не просто начать войну, а подвести под неё идеологическую базу. Поэтому сначала в Новгород прибыли послы, которые от имени короля предложили провести диспут о вере — католической и православной. В том случае, если католические богословы победят в споре, Новгороду предлагали подчиниться шведскому королю. Но новгородцы уклонились от дискуссии, так что король объявил войну и снарядил гигантское по тем временам войско рыцарей, которые приплыли из Балтики через Неву к Ореховецкому городку - крепости, основанной за четверть века до этого (речь идёт о знаменитой крепости Орешек, которую, напомним, основал у истоков Невы новгородский князь Юрий Данилович, внук Александра Невского в 1323 году).
Так вот, в августе 1348 года шведы выбили оттуда новгородский гарнизон, который малыми силами не мог оказать сопротивление европейской военной элите. Новгородцы решили: пусть шведы перезимуют и подъедят свои запасы. А сами при этом времени не теряли, так что к апрелю 1349 года к Ореховецкому городку, в котором уже был голод, подошла большая рать. После осады шведы были вынуждены сдаться. А раз сдались, то были пленные и военные трофеи, - заключил Пётр Гайдуков. Учёный считает, что эти две монетки — военный трофей, который новгородцы привезли в наш город с победой.
Фото 1,2 - Вадим Сергеев, 3-4 - свободные источники интернета
Источник: 53 новости