В НовГУ прокомментировали возможность создания в вузе молельной комнаты для мусульман
Как стало известно «53 новостям», к руководству НовГУ недавно обратились девушки-мусульманки с просьбой выделить им в учебном заведении комнату для молитв. Мы решили обратиться в университет за комментарием. Вот что нам рассказал проректор Даниил Крапчунов:
«Слухи отражают ситуацию не совсем верно. К нам, в медицинский колледж университета, поступила замужняя женщина из Дагестана. Вероятнее всего, под влиянием мужа она решила идти к директору колледжа требовать комнату для молитв. Наверное, для храбрости она взяла с собой еще двух девушек, одну из Чечни, другую из деревни Лесная Новгородского района. И вот, уже втроем они вышли с инициативой на директора Медицинского колледжа: «Предоставьте нам комнату для молитвы». Директор обратилась ко мне, так как я отвечаю за социальное развитие в университете.
Прежде чем давать какие-то ответы, я провел ряд консультаций. Сначала, естественно, обратился в Институт медицинского образования, потому что там учатся сотни студентов из стран, где ислам – государственная доминирующая религия. Опыт в решении подобных вопросов у них огромный, в том числе, неоднократно ставился вопрос о помещении для молитв. И их решение всегда было по этому вопросу отрицательным.
Помимо этого, я проконсультировался со специалистами в области теологии и религиоведения. Например, профессор, доктор философских наук, заведующий кафедрой теологии Сергей Аванесов и доцент кафедры теории, истории и философии культуры, кандидат философских наук Елена Максимова однозначно сказали, что не видят в выделении помещения никакого смысла. В первую очередь, потому, что ислам не предписывает никакого отдельного помещения, не предписывает особого места для совершения молитвы. Молитва может совершаться где угодно, в любом месте, кроме скверного (вроде туалета). Кроме того, ислам предписывает как обязательную молитву лишь пятничный намаз. На тех же условиях православный может попросить себе отдельную комнату для утренних и вечерних молитв, помещение для молитвы перед обедом в столовой…
Этот вопрос я также обсудил с первым проректором университета Алмазом Сулаймановым и проректором по образовательной деятельности Юрием Данейкиным. Они родом из Средней Азии и имеют немалый опыт, знакомство с традициями ислама в повседневной и публичной жизни мусульманского большинства. Они уверены, что в светском государстве не стоит в государственном учебном заведении внедрять религиозные практики. Кстати, в Египте в университете, например, нет специальных комнат для совершения молитв. В учебных аудиториях сзади есть ковер, и те, кому нужно, там совершают молитвы. Точно так же в египетских ресторанах. В углу лежит ковер, там молятся желающие.
Кроме того, в исламе религиозных течений, так называемых сект, если выразиться христианским термином, ничуть не меньше, чем в христианстве. Просто мы о них мало знаем. И в этом смысле представители одного направления ислама с представителями другого направления ислама никогда не будут молиться вместе. Зачастую, они друг к другу относятся еще более негативно, чем к христианам, представителям других конфессий.
В моей практике была история, когда один коллега, приняв ислам в Дагестане, не ходил в мечети в Томске, потому что это совершенно разные религиозные традиции. Он самостоятельно отдельно совершал молитву: в стороне от постороннего взоров. Поэтому очевидно, что выделять отдельное помещение нецелесообразно: во-первых, нельзя, потому что устав университета запрещает, а во-вторых, если мы выделим помещение представителям одного направления ислама, то представители другого направления ислама по справедливости могут требовать его и для себя.
Кроме того, никто не запрещает им совершать молитвы у себя в общежитии.
В день обращения к директору у студентов были занятия до шести вечера, а в некоторых мусульманских традиция правила предписывают совершить одну из пяти молитв в дневное время, то есть, до четырёх часов дня по нашему времени. Но это были буквально первые дни учебного года, а сейчас в колледже занятия всегда завершаются до четырёх, так что никто им не мешает совершать молитвы, где бы то ни было, в том числе, в их комнатах в общежитии.
У нас был случай, когда в прошлом году студентка из Чечни указав, что она - верующая мусульманка и соблюдает все каноны ислама, попросила не селить ее с гражданами России из других регионов и даже выходцами из Чечни, которые не являются практикующими мусульманами. На тот момент у нас были одноместные комнаты в общежитии, ей выделили такую комнату, она там живет, соблюдает свои традиции.
Чтобы подобные вещи оптимизировать в будущем, в форму заявления на предоставления общежития мы внесли пункт: «Я являюсь практикующим верующим, определенной конфессии поэтому прошу поселить меня вместе с единоверцами, по возможности», и в этом смысле мы готовы идти навстречу.
Если у нас будут практикующие представители ислама определенного направления, то мы готовы их селить вместе.
Я еще уточню, что консультировался с главой чеченской диаспоры. Он тоже считает, что у нас светское государство, и если вера для этих студентов столь значима, то светское образование они могут получать в исламских странах, где жестко следят за соблюдением всех предписаний.
Кроме того, к нам в НовГУ приезжают мусульмане преимущественно из Ирака, Марокко, Северной Африки. В большинстве этих стран присутствуют экстремистские организации, запрещенные в России. И в этом смысле, если вдруг будет верующий, который испытал влияние исламских экстремистских учений, то он может повлиять и на других студентов, скажем, выходцев из Средней Азии или Северного Кавказа. Они могут попасть под его влияние во время совместных религиозных практик.
Я консультировался и с коллегами из ведущих российских вузов, Томского политехнического и Томского государственного университетов, где учится много студентов из разных частей света. Но там ситуация немного другая. В Томске есть две мечети, и городские имамы однозначно говорят: «Пусть приходят в мечети и здесь молятся». Потому что тогда имамы хотя бы знают тот ислам и те правила, которые декларируют эти студенты. То есть духовный лидер может их контролировать, и он несет ответственность. То же самое в Новгороде.
Примерно такую же позицию высказали главы или представители диаспор. На проспекте Корсунова есть молитвенная комната, где мусульмане в случае необходимости могут собираться и совершать совместные молитвы. И в этом смысле Медицинский колледж НовГУ находится недалеко от Корсунова, общежитие для студентов - выходцев из дальнего зарубежья, в первую очередь африканских и арабских стран? также находится на Корсунова, недалеко от этого дома, так что при желании студенты могут его посещать. По крайней мере, тогда это будет организовано, и тот же духовный лидер всегда будет нести ответственность за то, что там происходит».
Фото 1: islam.ru, 2: страница Даниила Крапчунова в соцсети; 3: Белая мечеть в Томске (Википедия); 4: открытые источники сети
Источник: 53 новости