Спикер Думы Великого Новгорода рассказал, как выберут мэра
На тот момент, когда состоялось интервью с председателем Думы Великого Новгорода Алексеем Митюновым, уже девять претендентов на пост мэром города сдали документы на конкурс. Кто его выиграет пока неизвестно, но зато можно заранее рассмотреть механизм принятия решения специальной комиссией и, затем, депутатами. Тем более, что сам спикер городского парламента первым делом заявил «53 новостям»: «Самое главное, что процесс выборов мэра Великого Новгорода прозрачен, надо отдать должное нашим предшественникам». Итак, что же нужно сделать, чтобы стать во главе городской исполнительной власти?
– Человек, который желает стать мэром или, по-крайней мере, выдвинуться на конкурс, может изучить решение Думы Великого Новгорода от 2 октября 2017 года №1268 «Об утверждении порядка проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы городского округа Великий Новгород, избрания главы городского округа Великий Новгород», – заметил Алексей Митюнов. – Там чётко прописаны все критерии: кто может подать документы, кто имеет определенные препятствия по закону.
В конкурсе принимает участие человек, достигший 20-летнего возраста без судимостей, гражданин Российской Федерации. По решению думы, которая состоялась 27 сентября, было определено время начала конкурса, его окончания: с 5 октября начался прием соответствующих заявлений от кандидатов, он предусматривает период подачи определенного пакета документов. Понятно, что пакет документов довольно-таки большой, поэтому после 18 октября есть возможность подавать недостающие документы. Это в решении думы тоже указано. Конец срока подачи документов – 3 ноября.
Документы поступают в конкурсную комиссию состоящую из двух частей. Первая – это комиссия от Думы Великого Новгорода, состоит она из 20 депутатов: 15 одномандатников и 5 представителей от политических партий. Все депутаты включаются уже на следующем этапе. Но всё равно партии получают свое представительство. Единственное, что у нас отсутствует, – представительство партии «Яблоко», потому что фракция состоит у них из одного человека – Анны Фёдоровны Черепановой. Она подает документы на конкурс, поэтому сразу же сказала, что не может после подачи документов являться членом комиссии. Было принято решение включить представителя другой партии. Изъявили желание представители КПРФ. Депутаты на своем заседании не имели никаких возражений.
Вторую часть составляют 20 человек, представляемых губернатором. Мы ждем, когда к нам поступит распорядительный губернаторский акт с кандидатурами, которые мы включим в состав комиссии.
Прием документов на конкурс, подготовка документов – всё ложится на аппарат думы, то есть кандидаты приходят с заявлениями к нам. Мы принимаем с 8:30 до 18:30. Наши сотрудники окажут методическую помощь при заполнении документов. Но все бланки документов в принципе приложены к решению думы, они утверждены, они есть в доступе для любого желающего.
Конечно, чтобы выйти на конкурс, нужно не только просто подать документы, свои персональные данные, характеристики личности, но и документы, которые касаются непосредственно программы, с которой кандидат идет на конкурс. Безусловно, будут отбирать именно по программе. Конечно же, будут предусматриваться ещё и профессиональные составляющие, личностно-деловые качества человека. Без программы заходить на эту должность в принципе нет смысла.
Я вхожу в состав этой комиссии как депутат-одномандатник. Для меня главное – личность человека, его репутация, его профессиональные качества, профессиональные навыки, умения, опыт работы и виденье, как он будет на этой должности работать, какие у него приоритеты, как он будет выстраивать взаимоотношения с горожанами, с думой. Мне как председателю думы именно этот вопрос тоже важен. То есть ряд составляющих, на которые я, как член комиссии, буду делать акцент.
– Вчера развернулась очень интересная дискуссия. Правда не прямая, но такие полярные высказывания подобрались в сюжете областного телевидения: Анна Черепанова и Сергей Светлов имеют совершенно противоположные точки зрения насчёт того, что в мэре главное. Светлов говорит, что хозяйственник нужен. Черепанова – насколько я понял, что общественник. Это, может быть, провокационный вопрос, но вы сами лично к чему больше тяготеете?
– А я посерединке. Но это не потому, что я кому-то из них должен отдать какой-то плюс или минус, нет. Думаю, что в первую очередь мэр должен быть хозяйственником, он должен решать хозяйственные вопросы, но мэр также должен уметь договариваться. Я много слышал во время избирательной кампании, когда кандидаты в депутаты говорили: «Я буду добиваться от власти, требовать…» Здесь, наверное, не добиваться и требовать, а договариваться надо. А договариваться, не обладая какими-то политическими навыками, не используя политические какие-то моменты, приемы, я думаю, не получится.
И вот, все 40 человек, которые будут в составе конкурсной комиссии, получат бюллетени. Они могут голосовать только «за» или «против». Воздержавшихся не будет.
– В этом бюллетене только за одного человека можно голосовать?
– За всех, за любого. Есть бюллетень, и в нем выстраиваются фамилии в алфавитном порядке, не по порядку поступления, не по срокам, а именно в алфавитном порядке. Есть колонки – «за» или «против», то есть в отношении каждого кандидата член конкурсной комиссии выскажет свое мнение. На основании этих мнений выстраивается ранжированный список, состоящий из двух частей: первая – это люди, которые набрали больше голосов «за» чем «против», и вторая – «против», но он будет ранжированный, в зависимости от количества голосов «за». Из списка, который «за», люди выносятся на голосование депутатов, и вот там уже депутаты должны определиться».
– Зачем тогда список «против»?
– А вдруг у нас все против всех? Если все против всех и нет ни одного «за», то конкурс признается несостоявшимся. Но если есть в первой части списка хотя бы один, у кого больше «за», то выходит на конкурс он и первый из второй части списка, по рейтингу первый. И уже из них будут выбирать. По решению наших предшественников, депутатов предыдущего созыва, у нас предусмотрено, что выборы уже депутатами на втором этапе не могут быть безальтернативными.
– У нас так во всех муниципалитетах, или только в Великом Новгороде?
– Процедура везде разная. Принцип такой же, но есть некоторые нюансы, которые отличают эти процедуры.
– Мы уже дошли до депутатов. Что на этом этапе происходит?
– Депутаты голосуют. Конечно, сначала обсуждают. Кандидаты должны представить свою программу, им будут задавать вопросы. Это будет полноценное обсуждение кандидатов, и потом состоится непосредственное голосование.
В том случае, если до периода выборов один из двоих кандидатов отказывается, снимает свою кандидатуру, то выборы признаются несостоявшимся. Из одного человека выбирать нельзя, поэтому снова объявляются выборы.
Чтобы победить при первом голосовании, нужно набрать больше половины присутствующих на заседании голосующих депутатов. Вот, грубо говоря, если нас 30 человек будет, кандидат будет должен набрать не менее 16 голосов. Если он набирает, то он выигрывает при первом голосовании, если это не состоялось, то объявляется второе голосование. При втором голосовании депутаты выбирают из двух кандидатов, набравших большинство голосов.
– Каждый депутат за себя отвечает на голосовании, или фракция в целом, скорее всего, поддержит своего кандидата?
– Здесь всё-таки это зависит от фракционной политики, во фракциях решат сами этот вопрос.
Главное – голосование тайное. Как бы во фракциях люди не договаривались, проголосовать человек, конечно, может по-другому, и отследить это будет довольно сложно. Повторю, голосование тайное, это всё прописано в решении думы. Безусловно, во фракциях будут консультации, будут обсуждения, без этого никак.
– На мой взгляд, поскольку мэр теперь будет занимать должность на конкурсной основе, он будет более ответственным перед регионом, губернатором, да и перед депутатами, в первую очередь. Или сама система такова, что всё равно мэру, кого бы не выбрали, придется постоянно отстаивать свои интересы? Конкурсный подход может сломать этот стиль?
– Тяжело сказать, насколько он сломает систему. Вряд ли он ее сломает. Изменится немножко работа механизмов, взаимоотношения между механизмами. Вы говорите, что уровень ответственности возрастет перед депутатами, но ведь возрастет и уровень ответственности депутатов за свое решение. Мы же тоже будем отвечать за того, кого мы выбрали, кому доверили работать. Система останется, но несколько по-иному будут выстраиваться отношения, и есть возможность у нас более оперативно принимать решение о смене человека.
Безусловно, мэру придется выстраивать отношения с органами власти субъекта федерации. Без этого никак, мы здесь все живем, у всех единая задача – сделать жизнь наших жителей комфортной, а город обустроенным и комфортным. Конфронтация нам не нужна. Думаю, что у всех кандидатов есть четкое понимание этого. Можно выдвигать всяческие лозунги, но от этого населению лучше не будет. От того, какой флаг политический мы выкинем, батареи теплее не будут, автобусы лучше ходить не будут. Здесь главное – конкретные принимаемые решения.
– Для Новгорода конкурс – дело новое. Для России, наверно, нет. Если посмотреть на другие города, сопоставимые по своему социально-политическому значению, чего можно ожидать от выбранного по конкурсу мэра?
– Для нас это новый проект, если можно так сказать. Всегда выбирали мэра, привыкли к этой процедуре, к механизму, который уже устоялся. Но я думаю, что и этот механизм когда-нибудь подвергнется анализу, в том числе определенной критике. У всего есть свои уязвимые места. В теории это может выглядеть по одному, а на практике получится по другому. Я знаю, что есть уже и научные работы известных политиков, политологов, хозяйственников, экономистов, которые рассматривают преимущества и той, и другой системы выборов. Знаю, что есть отзывы полярные, а если в научной среде они полярные, то что говорить о практиках?
– На какой срок наделяется полномочиями выбранный по конкурсу мэр?
– На пять лет. Если что-то не так пойдет, то есть определенные механизмы… Регулирование деятельности мэра прописано в городском уставе.
Фото: Сергей Суфтин.
Источник: 53 новости