Поза зрителя

27 июля 2012 год, 15:38 - Культура
Поза зрителя

Поза зрителя

Она — строгий педагог, успешный управленец, генератор идей. Но при этом неисправимый идеалист и романтик. Часами может говорить о работах живописцев и о выставочной деятельности. А когда проводит экскурсии, заражает и заряжает посетителей своим неравнодушием. Светлана ИВАНОВА — заместитель директора Музея художественной культуры Новгородской земли и художник, чья персональная выставка «Мягкая графика» сейчас представлена на суд зрителей.

Круговорот мастеров — Светлана Евгеньевна, вы еще и активный член регионального отделения Союза художников России. Меняется ли изобразительная палитра области или всё спокойно и чинно?

— После распада СССР действительно был некий стопор, но не в развитии самих живописцев, а в обмене взглядами и подходами между художниками разных территорий. Но в последние годы наблюдается оживление: сейчас регулярно приходят приглашения из регионов поучаствовать в пленэрах. Причем организаторами сборов могут быть как местные отделения Союза художников, так и власти субъектов РФ, музеи и даже отдельные активные граждане. Так что есть возможность увидеть новые места и запечатлеть их на полотнах. Главное — не лениться. Что дают нам такие выезды? Мы совершенствуемся, учимся у других. Особенно интересно работать рядом с признанными мэтрами. Они своим примером трудолюбия и уровнем работ не дают расслабляться. Когда ты в конце дня видишь свои работы и то, что успели сделать они, понимаешь, что должен в десять раз больше и лучше творить. Собираешься и делаешь рывок.

— Новгородские художники путешествуют, но выставок после пленэров не так много организуется…

— Тому есть вполне объективная причина. Часто приглашающая сторона, особенно когда это региональный комитет культуры или музейный комплекс, делает заказ живописцам. Так, в прошлом году ездили мы под Вязьму, где осенью 1941 года в котел попали войска Брянского фронта. Нас провезли по местам боев, поведали о боях и потерях. Подобные рассказы не могут оставить равнодушными. И вот потом попросили написать работы, посвященные тем трагическим событиям. Никогда раньше не думала, что смогу сделать под заказ картину вот так с ходу. И многие живописцы тоже поначалу пребывали в растерянности. Но вы знаете, решение нашлось у всех мастеров. Я на переднем плане изобразила поляну алеющих цветов как дань памяти, а вдали маковку храма. Кто-то написал огромное голубое небо, любоваться на которое мы можем только благодаря тем ребятам, что лежат в земле под ним, а внизу памятный мемориал. Все свои работы мы, конечно, подарили устроителям пленэра. И таких вот выездов, когда работаешь под заказ, но не конъюнктурный, не для того, чтобы после твои картины выставили на продажу, а ради возрождения чувства патриотизма у всех нас, сейчас проводится много. И это хорошо.

— А почему Новгород не зазывает на пленэры художников из других регионов?

— Несколько лет уже, как мы делаем попытки решить этот вопрос в нашем Союзе, вели переговоры с обществом любителей древности. Желающих приехать много, ведь такой фактурой, как у нас, могут похвастать далеко не все даже древние русские города. И нужно-то всего, что решить проблему с проживанием художников. Но пока дело с мертвой точки не двигается. Хотя проведение таких творческих сессий однозначно сработает на имидж области, ведь мастера и весть о красотах и жителях края несут в мир, и свои полотна, которые зрители видят на выставках в самых разных уголках страны.

Светлана Иванова любит работать в технике пастель, создавая пейзажи всех времён года

Школьные годы чудесные — В настоящее время без вас не обходится ни один проект «Десятинки». Но ведь еще пять лет назад вы преподавали и возглавляли учебное заведение. Причем успешно. Именно при вашем руководстве школа № 23 Великого Новгорода стала новатором в художественно-эстетическом образовательном направлении. И вдруг вы на самом взлете успеха уходите из педагогики. Почему?

— Задумок на самом деле было реализовано много. Спасибо мамам и папам учащихся — они меня поддержали. Чтобы донести до них суть идей, я ходила на родительские собрания и объясняла, что если на первоначальном этапе мы сообща вот так изменим образовательный процесс, то на выходе наши дети будут уметь и знать гораздо больше, нежели при обычной подаче материала. Упор в нашей школе делался именно на творческую составляющую. Но вот закончился очередной учебный год, я села анализировать работу учреждения и поняла, что дальше выдерживать набранный темп новаций будет сложно, поскольку это требует сплоченности и желания всего коллектива. Надо заметить, что учительская среда вообще консервативна, и смена направления дается с трудом. Я оказалась перед выбором: полностью посвятить себя художественному творчеству или остаться в школе. И выбрала искусство.

— Сейчас вы вне системы. И наверное, можете непредвзято оценивать то, что происходит с институтом школы в целом по стране?

— Больше грусти, чем радости. У большинства современных школяров отсутствуют борцовские качества — они не отстаивают свои идеи, а предпочитают отгородиться от всего, уйдя в виртуальный мир. Что же до школьной системы, то меня, человека с художественным мировоззрением, пугает учебный процесс без рисования и музыки, которые формируют художественное и образное мышление, нормальных трудов, без черчения, которое формирует пространственное мышление, без астрономии — науки, которая не столько о расположении звезд, сколько о понимании вселенского движения. А если говорить вообще об отрасли, то, как мне кажется, из образования, да и не только из него, уходит самое главное. Есть профессиональные направления — медицина, педагогика, культура, военное и правоохранительное дело, ядерная энергетика, которые подразумевают служение, а не службу исключительно за денежное вознаграждение. Возможно, звучит патетично. Но это так. В советские времена учителя болели за свое дело и за своих подопечных. А сейчас многие из них свою деятельность деньгами измеряют. Но я вам как управленец говорю: отношение к делу не зависит от зарплаты. За те годы, что я тружусь в музее, не было ни одного случая, когда бы педагог по личной инициативе, а не по причине наших настойчивых приглашений и рекламы, привел бы ребят на мастер-класс. Когда зазываешь, откликаются, но только если экскурсии на рабочей неделе, а в выходные классные руководители и предметники не желают утруждать себя. А так быть не должно. Учительство должно быть образом жизни, а не трудовым контрактом.

Потребитель в музее — Выставочная жизнь Новгорода оживилась в последнее время — появились новые экспозиции, да и выставки меняются практически ежемесячно. Увеличивается ли количество желающих приобщиться к прекрасному?

— Статистика нашего музея говорит, что цифры посещаемости увеличиваются, но ненамного. Сейчас выставочные и культурно-развлекательные площадки региона предлагают ассортимент, что называется, на выбор. Был у нас один год, когда мы провели огромное количество различных мероприятий. После решили сделать анализ, зарылись в цифрах, начали сопоставлять, думать. Результат таков: средние цифры посещаемости не зависят от количества и разнообразия мероприятий. То есть средняя посещаемость выставок нашего музея — величина постоянная. Думаю, что к такому выводу приходят и в других учреждениях культуры города.

— Так стоит ли тогда делать упор на частую смену выставок? Может, больше нужно работать над тем, как подавать уже имеющиеся? А то иногда экскурсоводы такую тоску нагоняют…

— Искать новые формы диалога со зрителем необходимо, но и от традиционных отказываться нельзя. Наблюдая за тем, сколько сейчас проводится различных мероприятий, действительно начинаешь задумываться, а нужно ли столько? Не провоцируем ли мы рост ленивых потребителей? Когда предлагается одно, другое, третье, мы невольно подталкиваем его на то, чтобы он сел в позу зрителя и ждал, когда его развлекут. А после, не исключено, он заявит, что День города ему не понравился, потому как все это он уже видел в прошлом году… На самом деле, не понравилось не потому, что похожая программа уже была, а потому, что он за прошедший год никак сам себя не развил, не обогатил знаниями и умениями, и потому не способен найти для себя что-то интересное. Потерянные поколения были во все времена. И сейчас мы наблюдаем очередное — этим людям 20–30 лет. Конечно, не все, кто в этом возрасте, ничего не умеют и ни к чему не стремятся в жизни. Но многие.

Чтобы не допустить дальнейшего духовного обнищания, учреждения культуры должны сделать упор на малышей и школьников. Поэтому мы вводим годовые абонементы на посещение выставок, проводим мероприятия так, чтобы у мальчишек и девчонок глаза загорались, и чтобы в следующий раз они не только сами к нам шли, но и родителей, друзей с собой звали. Любой экспонат — живой, наполненный энергетикой объект. И моя задача — раскрыть его грани. Музеи должны меняться. Ведь они работают с  людьми. А посетители очень нуждаются в том, чтобы в них заронили зерно познания…

 Газета «Новгородские ведомости» от 27.07.2012

Источник: Администрация Великого Новгорода


Комментарии

Добавить комментарий

Ваше имяимя (ник) для отображения
E-mailне показывается на сайте
Комментарий
Введите код  цифры кода

Новости - Календарь
ПНВТСРЧТПТСБВС
010203
04050607080910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Реклама


Новости по годам

2024

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь,

2023

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2022

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2021

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2020

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2019

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2018

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2017

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2016

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2015

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2014

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2013

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2012

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2011

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2010

январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь