В Старой Руссе ушёл из жизни молодой талант с трагической судьбой
Об интересном начинающем поэте Антоне Леонидове я узнала в прошлом году от его бывшей учительницы из Старой Руссы.
Встретились, пообщались. Но написать сразу о нем не смогла, не нашла нужных слов, чтобы объективно отразить предпосылки его творчества, побоялась ранить и без того раненого судьбой человека.
Он встретил меня у подъезда, маленький, скрюченный болезнью молодой человек с очень взрослым, не по годам, лицом. Тяжело поднявшись на свой этаж и проведя меня в квартиру, Антон с облегчением занял место за рабочим столом, где чувствовал себя намного комфортнее. Узнав, что я проявила к его персоне интерес по рекомендации, сконфузился, скромно прокомментировал ситуацию, но без долгих вступлений и церемоний рассказал о себе и увлечении поэзией.
На тот момент ему исполнилось двадцать лет.
Болел он с детства, неизлечимо. Но физический дискомфорт не помешал парню с отличием окончить старорусскую школу №8 и зарекомендовать себя усидчивым многогранным выпускником, имеющим за заслуги в обучении множество грамот и дипломов.
Успешный участник олимпиад по разным предметам, он легко поступил и обучался в Новгородском технологическом колледже. Но признался, что совершенно не понимает, как он может применить свои способности в рамках физических ограничений.
Не в первый раз я прихожу к выводу, что будь ты семи пядей во лбу, без наставника, куратора или, точнее и применимо к современности, без продюсера, в подобной ситуации можно просто потеряться в замкнутом пространстве. А пространство Антона из-за его быстрой утомляемости было ограничено небольшой квартирой в Старой Руссе, дворовой территорией, куда он изредка выходил погулять, да летними выездами в деревню к бабушке с дедушкой. Там он наслаждался красотой природы, которую тонко чувствовал, умея видеть то, что незаметно другим. Записывал свои наблюдения в дневник, фотографировал и общался с дорогими людьми.
Но один за другим покинули этот мир старики и ездить стало не к кому. Родной брат, с которым был не разлей вода, уехал учиться в Санкт-Петербург. Друзья по школе разлетелись в разных направлениях. Интересное общение с сокурсниками и преподавателями колледжа, где он в большей степени обучался дистанционно из-за сложности передвижения, подходило к концу – впереди был выпуск. Эпоха обучения завершалась – сужался и круг общения.
Свое одиночество Антон скрашивал чтением книг. Прекрасно владея английским языком (во Всероссийской предметной олимпиаде занял третье место), он прочитал всего «Гарри Поттера» в оригинале. Во время нашей беседы я обратила внимание на его потребность в постижении как природных свойств человека, так и философских и психологических проблем: на столе лежали энциклопедия для мальчиков и том Достоевского.
Друзей по интернету было мало. Отсюда и отчаяние в одной из ссылок на его страничке в социальных сетях: «Репост, если ты не против ответить на сообщения, но тебе никто не пишет». Однако Антон с откровением и чувством юмора поделился, что он влюбчивый человек. Музы из интернета вдохновляли молодого стихотворца:
Казалось мне, что я презренный
Червяк. Недолго мне ползти.
Но добротой своей священной
Ты озарила мне пути.
Тот разговор я буду помнить
По крайней мере целый год.
Он смог надеждою наполнить
Мой мир, где все сейчас поет.
Лишь пару слов сказала ты,
Сказала нежно и беспечно –
И я влюблен в тебя навечно,
В твои прекрасные черты.
Я чувствую, что мне тепло
И весело, когда ты рядом.
Я провожаю тебя взглядом…
В моей душе все расцвело!
Вот только как узнавали сетевые подруги Антона, какие у него проблемы, сразу исчезали с поля зрения. И он снова оставался один на один с монитором компьютера, погружаясь в игры, а потом бичуя себя в поэтических строках:
Я жил прекрасно: думал, спал,
Ходил, смеялся, ел.
Однажды скучно стало мне.
Я за компьютер сел,
Отправился в чудесный мир
И полюбил там жить.
Там я хозяин, господин,
Могу щадить, казнить.
Мне внемлют все. И до конца
Познал я власти вкус.
Меня убьют – я воскрешусь,
Как будто Иисус.
Не властно время надо мной.
Я – вечный Дориан.
И очень трудно осознать,
Что это всё обман.
Мигнёт ли свет, придёт ли кто,
Заставит выключать –
И я не я. Забыл я всех,
Забыл отца и мать.
Бушует злость, огонь кипит
В крови… Я снова я.
Где слуги, где мои рабы,
Где армия моя?
Нет ничего. Потратил я
Бесценные часы.
Я вижу свой забытый хлеб
И ломтик колбасы.
Я слаб и голоден. Встаю –
Сердечко застучало…
Хожу, смеюсь, читаю, ем…
А завтра всё сначала.
Еще в школе Антон стихами пытался передать свое восприятие познаваемого мира. Тема Великой Отечественной войны пронзительно, хоть и по-детски наивно, звучит в его стихотворении «Сталинград», которое и сейчас используют на тематических школьных мероприятиях. Со мною же он поделился поэтическим видением «Начало войны»:
Мотоциклы в тени притаились.
Время пять на солдатских часах.
«Мы давно уже здесь появились,
Мы давно уж у всех на глазах».
На советско-германской границе
В серой форме весь Вермахт стоит.
Улыбаются хитрые лица:
Вкус победы ещё не забыт.
В это время в Кремле, на востоке,
Заседание высших штабов.
- Как собрать нам в короткие сроки
Войско, чтобы нам встретить врагов?
- Я, товарищи, не понимаю,
Почему мы собрались все здесь.
Нападенья не будет, я знаю,
Договор у нас всё-таки есть!
Сталин снова набил свою трубку,
Осмотрелся, прищурясь, вокруг…
В это время свою мясорубку
Начал Вермахт, оковы сняв с рук.
Ему бы выход на местечковое литературное объединение, чтобы обрести поэтического наставника. Ему бы того направляющего, который помог бы найти место в жизни, нишу для самореализации, удаленную работу – переводчиком, программистом, психологом, как он мечтал…
На конференции в Тюмени
Теперь уже, когда Антона не стало, его мать Светлана Леонидова вспоминает и делится своими мыслями:
«Для него был особенным тот период, когда он представлял колледж на конференции в Тюмени с проектом о современных способах передачи информационных потоков. Тогда в организации поездки помогло старорусское отделение общества инвалидов. Но в последний год ему было особенно тяжело. Если б были живы дедушка с бабушкой, он бы не грустил, навещая их.
После колледжа надеялись, что он продолжит обучение в вузе. Тогда бы он погрузился в новую образовательную атмосферу и воспрял бы духом. Но попасть в вуз на льготных условиях нам не удалось….
Антона не стало 21 октября. Он для меня был больше, чем ребенок. Он умел сочувствовать, давать мудрые советы, никогда не был эгоистом… А талант его развивался еще с детского сада. Антон всегда был активным и любознательным человеком».
Зачастую выходом в мир Антону служило окно в его комнате, из которого он наблюдал жизнь. Его фотокамера фиксировала не только скучную архитектуру соседних зданий и метаморфозы проложенной вдоль его дома дороги, но и богатство природных изменений:
О, этот чудный вид: закат и тучи!
На склоне дня, когда прохладен ветр,
Встречаются свинцовая могучесть
И света луч, пронзивший километр.
Кидаются в объятия друг друга,
И в месте встречи их алеет кровь.
Закатный луч и сизая подруга
Напоминают, что это – любовь.
К сожалению, не все люди, оказавшиеся под бременем своих болезней, могут противостоять обстоятельствам и выходить из состояния одиночества. В самую пору им пригодилась бы возможность объединения на базе того же общества инвалидов. Но в Старой Руссе для них, по мнению мамы Антона, нет достойного помещения, где они могли бы устраивать интересные мероприятия, делиться радостями и проблемами, достижениями и увлечениями. Тем не менее, обращаясь к незримым друзьям по несчастью, в том числе и к себе самому, Антон оптимистично призывал преодолевать все барьеры:
Когда же настает тот час,
Господь испытывает нас.
Он посылает нам барьеры,
Чтоб крепче становилась вера.
Преодоление препятствий
На нашем жизненном пути
Дает духовное богатство.
Оно у Господа в чести.
Не бойтесь трудностей, друзья!
Увы, их избежать нельзя,
Но можно храбро их встречать
И дух и волю укреплять.
Несмотря на соблазнительно богатый мир интернета, в котором безальтернативно пребывал тонкий романтик и одновременно чуткий реалист, Антон, по моей просьбе, поделился на удивление «не звездной» мечтой. Она до слез меня сразила кажущейся нам, физически здоровым людям, простотой реализации.
Он мечтал покататься на машине с водителем по улицам своего родного города! Когда мы вместе проехали экскурсионным маршрутом по Старой Руссе на автомобиле, поговорили об истории родного города, обсудили объекты и вернулись к дому, Антон улыбался. И эта улыбка дорогого стоила…
С той встречи прошел год. В жизни Антона ничего не изменилось. Он так и не нашел себя. А точнее, его никто не нашел – умного, эрудированного, грамотного человека. И теперь сложно сказать, что стало причиной его раннего ухода – болезнь или угасание от депрессии.
Мне конец. Я ощущаю это.
Час расплаты близиться, увы.
Мир меня запомнит как поэта,
Но не мне решать, решите вы.
Я старался жить, как подобает,
Но ошибок я не избежал.
Думал – это мудрости добавит –
Только в спину получил кинжал.
Прошлое прошло. В огне сгорело.
Это был раскаянья пожар.
Думал, что найду другое дело,
Думал, что открою тайный дар.
Ничего. Пожарище осталось,
А строительство - не началось.
Мрак в душе и вечная усталость…
Главное – чтоб крепко мне спалось.
Источник: 53 новости