Дмитрий Иванов: Ах, эта свадьба пела и плясала… возле древнего храма
В четырёх километрах от Великого Новгорода стоит хорошо приметная с московской трассы церквушка. Известна она всем новгородцам под именем Спаса на Ковалёве.
Построена она была в 1345 году новгородским боярином Онцифором Жабиным. Долгое время была главным храмом Спасо-Ковалёвского монастыря, который прекратил своё существование после секуляризационной реформы Екатерины II в 1764 году. Онцифор Жабин и погребён в этой церкви. Там же имеются захоронения и членов его семьи.
На стене Спасо-Ковалёвской церкви имеется надпись о том, что была она расписана в «лето 6888 при князе Дмитрии Ивановиче», то есть фактически роспись церкви была сделана за два месяца до знаменитой Куликовской битвы.
В годы Великой Отечественной церковь Спаса на Ковалёве оказалась на самой линии фронта. О том говорит и танк, что установлен неподалёку, как мемориал тем памятным событиям. Как результат, были разрушены купол, крыша и уникальные фрески XIV в. От взрыва они осыпались вместе со штукатуркой и лежали практически, словно куча мусора.
Но приехавшие в разрушенный войной Новгород художники Грековы начали восстановление фресок, собирая их по кусочкам, потратив на эту работу в общей сложности тридцать пять лет. Разработанный ими метод позволяет группировать фрагменты по известным композициям и, в дальнейшем, методом кропотливого подбора восстанавливать всю картину в целом. Эта методика была уникальной и прежде не применялась нигде в мире.
Теперь в этой церкви открыт музей, где каждый желающий может посмотреть восстановленные с таким трудом настоящие фрески, написанные за два месяца до битвы на Куликовом поле.
Только вот не все, кто приходит к этой церкви, приходят к ней с добром. Есть у новгородских молодожёнов такой обычай, непонятно кем придуманный, приезжать к этой церкви и разные желания загадывать. Ну а раз свадьба у людей, так дело это без пьянки под закуску не обходится. И остаются после таких «гостей» вокруг этой многострадальной церкви то битые бутылки, то объедки, то пакетики с мусором, явно и красноречиво говорящие безмолвным языком об уровне культуры нашего общества.
Не все, конечно, свадьбы, посещая окрестности этой церкви, оставляют после себя такие вот «следы». Однако тех, что там мусорит, тоже не мало. Многие новгородцы уже и называют этот памятник архитектуры «пьяной церковью». Ну, обычай, традиции… А мусорить-то зачем?
Безусловно, люди в современном обществе могут исповедовать любую религию, или не исповедовать никакой. Хотя мне всё же непонятно, что будут делать возле этой церкви люди далёкие от христианской традиции в день своей свадьбы? Так значит, мусорят сами христиане?
Но всё же… Дело тут даже не в отношении к религии. Дело в общей культуре. Ведь Спасо-Ковалёвская церковь, как и многие другие древние храмы нашего города – это объекты давно уже выходящие за рамки значения только лишь культово-религиозного характера. С этими церквями связана история нашего города, нашего государства и нашего народа. Они являются объектами, представляющими художественно-архитектурную ценность. И уж церковь Спаса на Ковалёве тем более. И при любом отношении к религии эти объекты достойны того, чтобы вызывать к себе уважительное отношение хотя бы по своему художественному и историческому значению. А кто пока ещё не обладает чувством прекрасного, пусть хотя бы научится уважать труд людей, затраченный на создание, восстановление и сохранение такого памятника.
Да и гости нашего города будут больше уважать новгородцев, если увидят, что мы сами уважаем, ценим и храним наше культурное и историческое наследие, которое вполне можно назвать богатством нашего города.
Фото 1: sobory.ru
Источник: Ваши Новости