Актриса Зинаида Гурбо: «Наша история написана кровью. Как мы можем её забыть?»
В Великом Новгороде продолжается VII Международный фестиваль «Театральное вече». В этом году он посвящён 75-летию освобождения Новгорода от немецко-фашистских захватчиков.
В третий фестивальный день новгородцы увидели моноспектакль «Незаживающая рана» Зинаиды Гурбо, актрисы Национального академического драматического театра имени Якуба Коласа из Витебска, Республика Беларусь. Спектакль-исповедь – так его жанр определила сама артистка – основан на литературных произведениях Василя Быкова, Янки Брыля и Владимира Короткевича. В них с беспощадной правдивостью отразились боль и гнев в адрес тех, кто пришел на советскую землю жестоко мучить и убивать мирных людей.
Перед спектаклем мы пообщались с Зинаидой Михайловной и Алесем Замковским, руководителем литературно-драматической части театра.
- Зинаида Михайловна, вы не только – исполнитель главной роли, но и автор идеи спектакля. Почему решили взять такую непростую тему?
З.Г: Этот спектакль задумывался не специально, просто моя душа попросила чего-то особенного. А эти три произведения – от бриллиантов белорусской литературы, это у нас школьная программа. И мне захотелось помочь школьникам прочувствовать эти произведения. Тема меня захватила с головой. Шло время, а меня не отпускало. Мысль моя проста: мы должны не забывать то, что было, и беречь то, что есть. Эти страницы истории написаны кровью людей.
У нас в Беларуси есть памятник матери. У неё было пять сыновей, все ушли на фронт, и не один не пришёл. Без слёз и дрожи не могу даже думать об этом, как это можно было пережить. Поэтому первое произведение посвящено истории матери, сын которой ушёл на войну. И никаких вестей нет о нём. Второе произведение перекликается с нашим памятником Хатынь. Третье – с мемориалом Малый Тростенец. Там были ворота, в которые можно было войти, но нельзя выйти. Когда армия освободила, там был метр пепла. Туда сгоняли людей отовсюду. Этот спектакль – о боли народа, и о моей личной тоже. Мой отец ушёл на фронт и не вернулся.
Это общая история Белоруссии и России. Мы один народ. Я родилась и прожила всю свою жизнь в Союзе. И сейчас, на гастролях, у меня нет ощущения, что я в другой стране.
- Как такой серьёзный спектакль вписался в репертуар театра?
А.З.: Спектакль был личной инициативой Зинаиды Михайловны. Она просто уникально владеет жанром литературного театра. Она может не просто рассказать об истории войны, а донести так, чтобы это трогало сердце. Спектакль выезжал по школам, впервые за два года существования она на гастролях за пределами Витебска. Надеемся, ближе к 9 мая удастся показать его на других площадках.
- Сейчас в определённых кругах стали поднимать вопрос – а нужно ли вспоминать это прошлое, ворошить?
З.Г.: Думаю это делают те, кто не хочет, чтобы это осталось в истории. Кому-то выгодно замолчать, убрать. У нас это даже не обсуждается, сохраняется в семьях. Я восхищена тем, что вы своим фестивалем поднимаете такие темы. Ведь наша история написана кровью, как мы можем её забыть?
- Спектакль идёт на белорусском языке. Как вы считаете, это найдёт понимание у зрителя?
А.З.: Все спектакли в репертуаре тетра – на белорусском языке. Пытаться за столь короткий срок перевести на русский было риском. У актрисы уже эти слова – как в крови, невероятно трудно. Надеемся, что люди воспринимают язык не как разделение народов, а как факт. У нас был опыт гастролей по России, когда наш режиссёр делала перевод «в голос», люди сидели в зале в наушниках. Через 20 минут она прекратила, потому что видела, как люди в зале снимали наушники.
- Главная мысль спектакля – какая она?
А.З.: Я несколько раз смотрел спектакль и каждый раз в его тексте открывал что-то новое. Наш спектакль поднимается над конкретными историческими конфликтами, как бы масштабны они не были. Наш спектакль о том, что такое война. История человечества - это, по сути, история войн. Это всегда абсолютное зло, она не несёт в себе ничего, кроме разрушения. Что убийство – это не натуральный процесс, это худшее, что может быть в истории человечества. И если мы не избавляемся от этого зла, мы принимаем его в себя.
Я надеюсь, что люди, которые смотрят спектакль, поднимутся до этого уровня. Выше идеологии – советской, фашистской, любой.
Напомним, завтра, 17 декабря, фестиваль завершит спектакль «Гекатомба. Блокадный дневник» (Санкт-Петербург).
Источник: 53 новости